Нарымский музей политической ссылки / Нарым. Забыть нельзя сохранить / Электронный путеводитель по Нарыму

Архитектура города Нарыма. «Польский» дом

12 / 18

Вид на город Нарым.
1890 год.
Из личного архива
П.Ю. Рачковского

Архитектурный облик города Нарыма складывался постепенно, и, в начале, стихийно.

План города Нарыма 1782 год. Выявил в ЦГВИА и предоставил
П.Ю. Рачковский

Князь Н.А. Костров в книге «Нарымский край 60 лет назад» (1871 г) отмечал:

«Вид Нарыма производит грустное впечатление. Город построен без всякого порядка, улицы узкие, кривые, упираются одна в другую, так что в случае значительного пожара не может быть никакого спасения никому». (На то время в Нарыме было только одно каменное здание!) «Деревянные дома запущены и имеют неухоженный вид, лавки, городу принадлежащие, также пусты, заперты и сгнили».

К 1804 году в Нарыме насчитывался 171 дом, проживали в нем 827 человек, было еще несколько присутственных мест и винный подвал. Первый генеральный план Нарыма был составлен в 1836 году архитектором Саломатовым. Им пользовались до 1858 года, потом землемер Мальков запроектировал еще один. Оба плана предусматривали значительное исправление улиц и строений. Работа была проведена огромная – в 1864 году только пять старых домов и несколько жилых строений не соответствовали этому плану, остальные же здания были перестроены.

План Нарыма,
1868 год.
Из фондов ТОКМ

В 1867 году была предпринята новая попытка устроения плана города. Разрабатывал его губернский архитектор
А.К. Македонский, но, не смотря на многочисленные коррективы, он не был утвержден. В 1870 году к проекту был привлечен инженер-архитектор А.Б. Вальницкий. Но утвержден был только шестой план, разработанный в 1876 году А.П. Бехтером. Глядя на старые планы Нарыма, понимаешь, что планировка улиц с той поры почти не изменилась с той поры.

Не смотря на городской статус Нарыма, дома в нем мало отличались от сельских. Обилие дерева и суровые зимы определяли пристрастие к деревянным домам. Длина бревна не позволяла строить помещения со стенами длиннее, чем 6 метров, зато комбинации таких комнат могли быть разными. Кто победнее, строил одностопки (дома, в которых имелось одно теплое помещение, служившее как кухней, так и жильем) или пятистенки (дома, в которых к избе с печкой примыкала вторая жилая комната, горница), а богатые – крестовые дома (в которых имелось 3 или 4 жилых помещения) или связи (представляют собой два  и более жилых дома, поставленных в ряд и соединенных между собой теплыми рубленными сенями). Их и сейчас можно увидеть на улицах Нарыма.

Одноэтажный пятистенок по ул. Куйбышева, 12.
2016 год.
Фотография
С.О. Недоговорова
Двухэтажный дом на основе пятистенка, ул. Куйбышева, 10.
2016 год.
Фотография
С.О. Недоговорова
Дом семьи Алексеевых, в котором проживал в ссылке
И.В. Сталин. Крестовик с кухней и двумя жилыми комнатами, ул. Куйбышева, 32 а.
2016 год.
Фотография
С.О. Недоговорова
Дом купцов Родюковых. Двухэтажный дом на основе связи, соединяющей крестовик и пятистенок, ул. Куйбышева, 13.
2016 год.
Фотография
С.О. Недоговорова

К дому обязательно примыкала усадьба с хозяйственными постройками и огородом. Среднестатистическая усадьба в Нарыме занимала площадь от 75 квадратных метров и более. Усадьба купца Ивана Родюкова размещалась на 53 тысячах квадратных метрах земли! Как правило, на территории усадьбы стояли один или два жилых дома; навесы для дров; погреба; разнообразные амбары – для зерна, пушнины, товара, рыбы; конюшни, коровники, овчарни – иногда несколько; баня и отхожие места. У большинства нарымчан к постройкам примыкал огород. Зимы в Нарыме холодные, а весной подтопляет. Именно поэтому во дворах имелись крытые галереи, значительная усадьбы часть была вымощена плашками, которые по весне всплывали и служили убежищем для скота.

Вид усадьбы дома Пермитиных.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки. Выявлена и предоставлена
П.Ю. Рачковским
Вид усадьбы дома Алексеевых в Нарыме.
Из личного архива
П.Ю. Рачковского

Некоторые мещане и купцы строили двухэтажные дома, и в таком случае окна первого этажа делались меньше, чем второго. На первых этажах люди проживали круглый год, а на вторых – только в теплое время. Как вариант - комнаты верхнего этажа сдавались ссыльным. В.В. Куйбышев, квартировавший у местного обывателя Г.Е. Пушкарева, попадал в свои комнаты по лестнице через люк в потолке хозяйских комнат. Жил он, кстати, в двух комнатах, и хозяйскую мебель находил весьма приличной.

Декор домов, как правило, был сдержанный: ни наличники, ни подзоры, ни кронштейны не пестрели вычурной резьбой. Обязательным атрибутом усадьбы был забор с воротами и калиткой, а перед домами нередко устраивали палисадник.

В настоящее время от старой застройки осталось немного. Частично это береговая часть и улица Куйбышева (бывшая Крестовоздвиженская), а в остальных районах – отдельные вкрапления старой застройки, ярким образцом которой является здание Администрации, которое известно как «Польский» дом. Первоначальным владельцем этого дома был Нарымский купец III гильдии Иван Родюков, который разорился и вынужден был продать здание купцу Квинтиллиону Прянишникову.

Название «Польский» дом связано с версией, что на его строительстве работали ссыльные поляки, которые привнесли в стилистику привычные мотивы. Вот как пишет об этом архитектор П.Ю. Рачковский:

«Основанием для сохранения дома с мезонином послужили «имеющиеся сведения» о том, что его построили ссыльные поляки, участники восстания 18631864 годов. Народная легенда о польских строителях отразилась даже на определении архитектурного стиля. Так, автор подготовленной в 1988 году записке к проекту музеефикации историко-революционного комплекса в селе Нарым пишут, что: «…бывший дом купца Родюкова… сооружен по высочайше опробированному проекту в стиле «Закопане». Стиль этот стал популярен в конце XIX века благодаря деятельности ученика Ю.В. Флека Станислава Виткевича, который впоследствии стал популярным польским художником».

Общий вид дома
И. Родюкова.
Из личного архива
П.Ю. Рачковского

Однако, отмечает П.Ю. Рачковский, в Государственном архиве Томской области имеются документы 1839 года, в которых будущий хозяин дома, купец III гильдии Иван Семёнович Родюков, обращается к Государю Императору Николаю Павловичу с просьбой об утверждении фасада на постройку в заштатном городе Нарыме деревянного двухэтажного на каменном фундаменте с мезонином дома. Проект был утвержден. Образцами для дома послужили популярные в те времена в Томске постройки. Стиль здания имитирует каменные дома. Чтобы скрыть истинный материал, бревенчатая стена была обшита досками с имитацией каменной кладки. Место на берегу Полоя донельзя выигрышно подчеркивает красоту здания. Таким образом, дом оказался старше предполагаемого возраста примерно на 20 лет.

Вид Польского дома с Полоя.
Из личного архива
П.Ю. Рачковского

Что же до сведений об участии поляков в строительстве дома, то это могли быть разве что участники восстания 1830 года, искавшие заработки  на стройке у богатого купца. Но сведений о том, что они  долгое время проживали в Нарыме нет.

В результате проведенных на памятнике ремонтно-реставрационных работ первоначальные декоративные детали были заменены на новые, что, конечно же, не могло не отразиться на общем облике дома. Не соответствует рекомендациям архитекторов реставрации и современное цветовое решение. Изменены и внутренние интерьеры. Однако следует обратить внимание на то, что исторический и архитектурный памятник Нарыма сохранен.

Вид "Польского" дома после реставрации. Здание Администрации Нарымского СП,
ул. Сибирская, 3.
2016 г.
Фотография
С.О. Недоговорова

В ХХ веке Нарым неоднократно менял свой облик. Сперва – потому что активно застраивался, потом в результате переживаемого кризиса. Но разглядеть за позднейшими напластованиями былой Нарым все еще не составляет труда.