Архитектурный облик города Нарыма складывался постепенно, и, в начале, стихийно.
Князь Н.А. Костров в книге «Нарымский край 60 лет назад» (1871 г) отмечал:
«Вид Нарыма производит грустное впечатление. Город построен без всякого порядка, улицы узкие, кривые, упираются одна в другую, так что в случае значительного пожара не может быть никакого спасения никому». (На то время в Нарыме было только одно каменное здание!) «Деревянные дома запущены и имеют неухоженный вид, лавки, городу принадлежащие, также пусты, заперты и сгнили».
К 1804 году в Нарыме насчитывался 171 дом, проживали в нем 827 человек, было еще несколько присутственных мест и винный подвал. Первый генеральный план Нарыма был составлен в 1836 году архитектором Саломатовым. Им пользовались до 1858 года, потом землемер Мальков запроектировал еще один. Оба плана предусматривали значительное исправление улиц и строений. Работа была проведена огромная – в 1864 году только пять старых домов и несколько жилых строений не соответствовали этому плану, остальные же здания были перестроены.
В 1867 году была предпринята новая попытка устроения плана города. Разрабатывал его губернский архитектор
А.К. Македонский, но, не смотря на многочисленные коррективы, он не был утвержден. В 1870 году к проекту был привлечен инженер-архитектор А.Б. Вальницкий. Но утвержден был только шестой план, разработанный в 1876 году А.П. Бехтером. Глядя на старые планы Нарыма, понимаешь, что планировка улиц с той поры почти не изменилась с той поры.
Не смотря на городской статус Нарыма, дома в нем мало отличались от сельских. Обилие дерева и суровые зимы определяли пристрастие к деревянным домам. Длина бревна не позволяла строить помещения со стенами длиннее, чем 6 метров, зато комбинации таких комнат могли быть разными. Кто победнее, строил одностопки (дома, в которых имелось одно теплое помещение, служившее как кухней, так и жильем) или пятистенки (дома, в которых к избе с печкой примыкала вторая жилая комната, горница), а богатые – крестовые дома (в которых имелось 3 или 4 жилых помещения) или связи (представляют собой два и более жилых дома, поставленных в ряд и соединенных между собой теплыми рубленными сенями). Их и сейчас можно увидеть на улицах Нарыма.
К дому обязательно примыкала усадьба с хозяйственными постройками и огородом. Среднестатистическая усадьба в Нарыме занимала площадь от 75 квадратных метров и более. Усадьба купца Ивана Родюкова размещалась на 53 тысячах квадратных метрах земли! Как правило, на территории усадьбы стояли один или два жилых дома; навесы для дров; погреба; разнообразные амбары – для зерна, пушнины, товара, рыбы; конюшни, коровники, овчарни – иногда несколько; баня и отхожие места. У большинства нарымчан к постройкам примыкал огород. Зимы в Нарыме холодные, а весной подтопляет. Именно поэтому во дворах имелись крытые галереи, значительная усадьбы часть была вымощена плашками, которые по весне всплывали и служили убежищем для скота.
Некоторые мещане и купцы строили двухэтажные дома, и в таком случае окна первого этажа делались меньше, чем второго. На первых этажах люди проживали круглый год, а на вторых – только в теплое время. Как вариант - комнаты верхнего этажа сдавались ссыльным. В.В. Куйбышев, квартировавший у местного обывателя Г.Е. Пушкарева, попадал в свои комнаты по лестнице через люк в потолке хозяйских комнат. Жил он, кстати, в двух комнатах, и хозяйскую мебель находил весьма приличной.
Декор домов, как правило, был сдержанный: ни наличники, ни подзоры, ни кронштейны не пестрели вычурной резьбой. Обязательным атрибутом усадьбы был забор с воротами и калиткой, а перед домами нередко устраивали палисадник.
В настоящее время от старой застройки осталось немного. Частично это береговая часть и улица Куйбышева (бывшая Крестовоздвиженская), а в остальных районах – отдельные вкрапления старой застройки, ярким образцом которой является здание Администрации, которое известно как «Польский» дом. Первоначальным владельцем этого дома был Нарымский купец III гильдии Иван Родюков, который разорился и вынужден был продать здание купцу Квинтиллиону Прянишникову.
Название «Польский» дом связано с версией, что на его строительстве работали ссыльные поляки, которые привнесли в стилистику привычные мотивы. Вот как пишет об этом архитектор П.Ю. Рачковский:
«Основанием для сохранения дома с мезонином послужили «имеющиеся сведения» о том, что его построили ссыльные поляки, участники восстания 1863–1864 годов. Народная легенда о польских строителях отразилась даже на определении архитектурного стиля. Так, автор подготовленной в 1988 году записке к проекту музеефикации историко-революционного комплекса в селе Нарым пишут, что: «…бывший дом купца Родюкова… сооружен по высочайше опробированному проекту в стиле «Закопане». Стиль этот стал популярен в конце XIX века благодаря деятельности ученика Ю.В. Флека Станислава Виткевича, который впоследствии стал популярным польским художником».
Однако, отмечает П.Ю. Рачковский, в Государственном архиве Томской области имеются документы 1839 года, в которых будущий хозяин дома, купец III гильдии Иван Семёнович Родюков, обращается к Государю Императору Николаю Павловичу с просьбой об утверждении фасада на постройку в заштатном городе Нарыме деревянного двухэтажного на каменном фундаменте с мезонином дома. Проект был утвержден. Образцами для дома послужили популярные в те времена в Томске постройки. Стиль здания имитирует каменные дома. Чтобы скрыть истинный материал, бревенчатая стена была обшита досками с имитацией каменной кладки. Место на берегу Полоя донельзя выигрышно подчеркивает красоту здания. Таким образом, дом оказался старше предполагаемого возраста примерно на 20 лет.
Что же до сведений об участии поляков в строительстве дома, то это могли быть разве что участники восстания 1830 года, искавшие заработки на стройке у богатого купца. Но сведений о том, что они долгое время проживали в Нарыме нет.
В результате проведенных на памятнике ремонтно-реставрационных работ первоначальные декоративные детали были заменены на новые, что, конечно же, не могло не отразиться на общем облике дома. Не соответствует рекомендациям архитекторов реставрации и современное цветовое решение. Изменены и внутренние интерьеры. Однако следует обратить внимание на то, что исторический и архитектурный памятник Нарыма сохранен.
В ХХ веке Нарым неоднократно менял свой облик. Сперва – потому что активно застраивался, потом – в результате переживаемого кризиса. Но разглядеть за позднейшими напластованиями былой Нарым все еще не составляет труда.