О музее / Новости
26 октября 2016

1930-е годы: Томск на обочине

Район Белого озера 1930-е годы


1930-е годы: Томск на обочине развития.

В музее продолжается работа над экспозиционным проектом, посвященным судьбам Томска в XX веке. Исследователи знакомятся с архивными документами, проливающими свет на ситуацию, в который находился наш город в 1930-х годах.  Один из крупнейших  торгово-промышленных и культурных центров Сибири в конце XIX века был обойден Транссибом, что привело к отставанию в темпах развития от других больших сибирских городов. Спустя четыре десятилетия Томск, низведенный уже до статуса районного центра в Новосибирской области, оказался на обочине индустриализации. Он хронически недополучал средства из централизованных ресурсов и переживал глубокий кризис.

 Об этом, в частности,  в январе 1939 года в духе своего времени писали в обращении к правительству  самые авторитетные томичи - видные ученые В.Д. Кузнецов, Н.И. Карташов, Н.В. Вершинин, Ф.Э. Молин и другие: «…Сейчас в нём [в Томске] сосредоточено 8 высших учебных заведений: ТГУ им. В.В. Куйбышева, мединститут им. В.М. Молотова, Индустриальный институт им. С.М. Кирова, электромеханический институт инженеров транспорта, мукомольно-элеваторный институт, пединститут, стоматологический институт, учительский институт. Кроме того, 3 НИИ: СФТИ, Институт математики и механики и Биологический институт, около 20 техникумов и рабфаков, ряд различных курсов. Томск, единственный из районных городов Союза, является центром подготовки кадров и выращивания советской интеллигенции. Томск, кроме того, имеет значение и как промышленный город. В нём 18 тыс. рабочих; он дал в 1938 г. продукции на 146 млн. руб.  – 12 % всей продукции Новосибирской области.

Враги народа, стоявшие раньше у руководства краем, и местные вредители развили теорию о Томске, как об умирающем городе, не имеющем никаких перспектив, и не отпускали необходимых средств. Эту вредительскую теорию враги народа постарались протащить в центральные органы. …

В результате такой подрывной работы, направленной к расстройству хозяйства, Томск пришёл в упадок.  В настоящее время Томск занимает весьма странное положение...  

С одной стороны, в Томске растут и обогащаются оборудованием вузы и НИИ; крупные учёные, приезжающие в Томск из центра, поражаются мощным оборудованиям и интенсивностью научно-исследовательской работы. Приезжают молодые учёные для повышения квалификации. С другой стороны, Томск приходит всё более в неприглядный вид, дома разрушаются, жилплощадь, вследствие отсутствия ремонта, не увеличивается, а убывает; научные работники по большей части живут в очень тяжёлых жилищных условиях, не могут приобрести предметы первой необходимости. Приезжающие в Томск бывшие выпускники томских вузов, неизменно отмечают падение города с внешней стороны...

 «Советский Оксфорд», как назвала Томск в своей статье газета «Правда», оказывается без света, воды и топлива; он в темноте замерзает зимой и быстро превращается в болото [по причине отсутствия канализации]. Для нас ясно, что должны быть предприняты героические усилия, чтобы вывести Томск из его чрезвычайно тяжёлого положения». Учёные предложили срочно поставить вопрос о Томске на заседании Совнаркома СССР или РСФСР, выслушать на этом заседании представителей Томского Горсовета Горкома ВКП(б) и «вынести постановление, обеспечивающее Томску нормальное существование».

Создатели экспозиции надеются открыть для ее зрителей немало и других= интересных страниц из истории нашего города и готовят сюрпризы (но это пока секрет!).

Томский краеведческий музей благодарит коллег из ЦДНИ и в частности заместителя директора Людмилу Николаевну Приль за горячее участие, содействие в работе над будущей экспозицией.

Напоминаем, что проект называется «Томск: пейзаж после битвы(?)» и реализуется на средства гранта Российского фонда культуры по программе «Гений места».

Предыдущий материал по проекту:  Опять окаянная обойдёт?