Музей ОНЛАЙН / Томский областной краеведческий музей Онлайн / История одной вещи

Монохромный детектив

6 / 7

«История одной вещи» – совместный проект с ТВ2

Источник 

 

В 1802 году возле деревни Минино, что в Подмосковье, нашли светлую серую глину. После этого ассортимент Гжельских народных промыслов пополнился полуфаянсовыми кувшинами, квасниками и кумганами. Один из таких кумганов, расписанных в промежутке между 1825—1833 годами, сто лет спустя оказался в Томске. А еще через сто лет сотрудники Томского краеведческого музея смогли разгадать, что означает его роспись.

Нарядный, по-гжельски бело-синий, с декором. Не квасник — у тех форма славянская, дисковидное «тулово» и отверстие посредине. Но тоже мог использоваться для кваса или пива — в домах людей обеспеченных. Это кумган. Сосуд с восточным названием и восточными формами.

«Кумганы на исламском востоке обычно использовали для ритуальных омовений или подмываний, — говорит сотрудница Томского краеведческого музея Елена Малофиенко. — Там они висят около туалетов. Это еще с древних времен повелось. Вот скачет кочевник на лошади — у него всегда под седлом небольшой бурдюк с водой. Если остановился в дороге по естественной надобности — сразу в порядок себя привел. Туалетной бумаги ведь не было. И лопухи в степи тоже не растут...»

...Конечно, такие кумганы, как наш, использовались не для умывания. А как нарядная, праздничная посуда — не на каждый день.

Посудина щедро украшена росписью и скульптурками — мальчиков, птичек и неведомой зверюшки на крышке. Чтобы понять, случаен этот набор декоративных элементов или нет, сотрудникам Краеведческого музея пришлось провести целое расследование. Начали с того, что связались с Музеем керамики в Кусково. Именно из этого музея в 1929 и 1930 годах в Томский краевой музей были отправлены две большие партии керамики.

«Тогда была большая государственная программа — «образования очагов культуры в провинции», когда из запасников крупных музеев в провинциальные передавались образцы мировой культуры, например, живопись из Эрмитажа, Третьяковки, — говорит Елена Малофиенко. — К нам из музея керамики пришли партии из 83 и 38 предметов...»

...В «живых» на сегодняшний день осталось около 100. Чему в музее керамики очень удивились — ведь у нас сохранилось то, чего у них нет.

Елена Малофиенко, сотрудница Томского краеведческого музея

По инвентарным книгам музея в Кусково удалось установить, что «томский» кумган был изготовлен в первой трети 19 века. Именно тогда, когда произошел переход от многоцветной — полихромной — росписи гжельской керамики к монохромной.

Это один из первых образцов бело-голубой гжели, — говорит Елена Малофиенко, — которая потом стала брендом. А до середины 1820-х годов гжельская майолика — то есть изделия из обожженной глины с расписной глазурью — была многоцветной. Кстати, когда однажды в Гжели пытались восстановить многоцветную роспись, ее уже никто не принял — бренд уже определял производство...


Имя мастера, превратившего глину в кумган, установить не удалось. Зато выяснилось, что в Томск сосуд прибыл в 1930 году. А в приславший его музей керамики попал из ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института) — бывшего Строгановского училища. На основании кумгана сохранились буквы «КФ» — «Керамический факультет». Из чего можно сделать вывод, что студентов учили работать с глиной по высоким образцам керамики.

Возможно, в процессе такой художественной эксплуатации (следов «бытования», то есть использования по назначению — под квас или пиво — у предмета не выявлено) у зверька на крышке сосуда отломились уши. Этот дефект, вероятно, и стал причиной того, что редкой красоты гжельский кумган не пожалели для «очага культуры» в далеком Томске.

В книге поступлений записано: «На крышке фигурка собачки...», — говорит Елена Малофиенко. — Но давайте произведем «следствие по телу»! Хвостик у зверька маленький. Кто в 19 веке купировал собачкам хвосты в деревне? Мордочка кроличья. Ну а то, что ушки короткие, так видно, что они обломились. А представьте, что они длинные — получается зайчик.

Компанию условному зайцу на кумгане составляют стайка пташек и троица мальчишек. В руках у мальцов какие-то предметы — то ли снежки, то ли камешки. Для снежков вроде одежда у детей неподходящая — легкие рубахи.

«Может, они камешками птичек побить собираются?» — задала вопрос Елена Малофиенко коллеге Марине Лоскутовой, знатоку народных традиций, праздников и обрядов. «Не могут они позволить себе такого хулиганства!» — ответила Марина Лоскутова и, пристально изучив кумган, дала подробный анализ его декора.

Марина Лоскутова, сотрудница Томского краеведческого музея

«Смотрите, мальчики сидят на горке, — говорит старший научный сотрудник научно-образовательного отдела музея Марина Лоскутова. — И у них в руках яйца. Один проиграл — у него пусто. Другой остался при своем, а третий-то выиграл! Была такая игра — она называлась «Красная горка». У нас ее иногда шутя называют «русский боулинг». Берут яйца, скатывают с горки, и они лежат как призовой фонд. А дальше каждый берет свой «биток» и также запускает с этой горки. Если он задел другие — выиграл. Если он ничего не задел — проиграл. И его «битка» осталась лежать. Поэтому левый мальчик прокатил впустую, средний остался при своем, а у правого уже два яйца!».

«Красной горкой» называют первое воскресенье после Пасхи — этим праздником завершается пасхальная неделя. А еще «красной горкой» именовали красивое место, возвышенность, куда выходили праздновать начало весны и откуда и катали во время игр пасхальные яички. Если предположить, что декор кумгана посвящен именно Пасхе, то легко можно расшифровать и другие использованные в нем символы. 

«Сразу обретает смысл ангелочек — херувим, который сидит над мальчишками, — говорит Марина Лоскутова. — Он благословляет игру. Наш битый зайчик тоже не случаен, это тоже пасхальная символика. Не русская — европейская. Именно зайчик приносит европейским детям яички на Пасху в качестве подарка. Что делают на кумгане птички? Пасха — это начало весны. Время, когда выпускают птичек на волю. Время, когда птицы слетаются и славят воскресенье Христово вместе с другими божьими тварями...

...А еще считалось, что души умерших прилетают к нам на Пасху в виде птичек. Пасха — это воскрешение. В этот день грешников отпускали из ада, чтобы могли навестить нас, грешных — предупредить, порадоваться. Так что хор птичек может быть очень многозначным.

В центре кумгана — восьмиконечная звезда. Символ Богородицы, который можно найти на всех русских иконах.

А еще, если присмотреться, на крышке кумгана друг напротив друга можно отыскать буквы «П» и «Х». Нанесение подглазурное — видно, что по сырой глине писали. Елена Малофиенко вначале подумала, что это мастер свои инициалы оставил. Хотя обычно их писали вместе, и не на лицевой стороне предмета, а снизу. Но Марина Лоскутова убедила, что надпись означает «Пасха Христова» и ничего кроме. 

«Почему мастера решили оформить кумган в пасхальном стиле? — говорит Марина Лоскутова. — Потому что с Пасхи начинают делать квас. И квасник (а кумган использовали как квасник) нужен именно для этого напитка. Если на Масленицу еще не сезон для холодных супов, то начиная с Пасхи и окрошку делали, и квас для нее ставили».

С другими возникшими при изучении кумгана вопросами помогла справиться реставратор керамики Ярослава Беспалова. Например, она объяснила, зачем нужна дырочка в нижней части фигурки зайчика.

Фигурка цельная, довольно крупная. Внутри полая. Чтобы ее не разорвало при обжиге, для выхода пара должно было быть технологическое отверстие. С фигурками мальчиков поступили по-другому. Туловища были сделаны по принципу колокольчиков, а под сборчатые подолы рубах были отдельно приставлены ножки.

На одной из ножек сотрудницы музея разглядели производственный брак — мастер забыл вылепить одну ступню и просто подрисовал ее мазком синей краски. Над объяснением такого цветового решения тоже пришлось поломать голову.

«Мы долго не могли понять, что за обувь на ногах мальчишек, — говорит Елена Малофиенко. — Порты белые. Обувь на лапти не похожа. Сапоги детям не по уставу. И в ботинках по деревне никто не бегал. А пригляделись — на синем фоне пальчики процарапаны, просто их надо хорошо разглядеть. Мальчики босые...

...Так как палитра была ограничена — полутонов на первых образцах гжели не было — просто синяя краска кобальт, синяя глазурь, они выделили, как могли. Поэтому руки получились у мальчиков белые, а босые ноги синие.

Рокайльные завитки на пасхальном кумгане — дань европейским модам 18 века. А вот колечко с горлицей важно технологически — оно укрепляет жесткую связь между носиком и сосудом. Смотрится немного кривовато, зато сразу понятно — хэнд-мейд.

Вся эта ручная работа свидетельствует об отсталости российской промышленности на тот момент, — говорит Елена Малофиенко. — То, что в Германии отливали в отдельных формах и монтировали, наши лепили вручную. Сейчас это ценится, конечно, но для того времени характеристика не самая положительная.

Полностью атрибутированный пасхальный кумган готов к внесению в госкаталог музейного фонда России. Так что посмотреть на образец гжели двухвековой давности сможет любой желающий. Правда, без «истории одной вещи» — подробное описание предмета в каталоге не предусмотрено.

Лариса Муравьёва