Колпашевский краеведческий музей / Виртуальные выставки

Немые свидетели ушедшего времени

4 / 9

Из глубин ушедшего времени берёт своё начало религия сибирских народов. Человек, пытаясь стать человеком, осмысливал своё место и роль в этом Мире. В одном из залов Колпашевского краеведческого музея находится культовый амбарчик, похожий на сказочную «избушку на курьих ножках».

 

 

Этот амбарчик был доставлен экспедицией музея в 1940 году со священного места на реке Лымбельга, правого притока реки Тым. Руководивший в то время музеем Пётр Иванович Кутафьев придавал большое значение экспедиционным сборам в комплектовании фондов и прилагал для этого много усилий.

 

 

Поэтому сегодня благодаря П.И. Кутафьеву и другим энтузиастам, стоявшим у истоков становления музея, фонды располагают очень интересными и порой уникальными коллекциями по материальной и духовной культуре коренных жителей томского Севера.

 

 

О чём же может поведать нашим современникам выставленный на обозрение культовый амбарчик и его «обитатели» – деревянные и металлические человекообразные идолы?

Может быть, о древней истории Приобской земли, где многие века назад неспешно и грузно, как и сейчас, несла свои бледно-жёлтые воды Обь – самая крупная река евразийского континента. О людях, живших на берегах этой могучей реки и на её притоках – удачливых охотниках и рыболовах, умелых строителях крепостей, замечательных мастерах – литейщиках, грозных воинах…

Нет, не будем заглядывать так далеко в историю, хотя именно там начало самобытных культур. Наш рассказ посвящён селькупам, потомкам тех древних племён. А если говорить точнее, представлениям этого этноса о душе – той бестелесной субстанции, что отделяет живое от неживого, и духах.

На Лымбельге, откуда был доставлен амбарчик, жили тымские селькупы, вернее чумылькупы («земляные люди»), как они себя называли. Ещё какие-то сто и чуть более лет назад они, как и их предшественники, занимались охотой и рыболовством, строили в удобных местах зимние и летние жилища, шили меховую одежду и обувь, воспитывали детей в традициях своего народа и поклонялись деревянным богам – лозам…

 

 

 

 

Почему люди изготавливали их, заботились о них, приносили им жертвы и дары? По представлениям селькупов, у каждого живущего человека есть двойник. Его называли кувалоз (от слов «кувей» – «душа», «лоз» – «дух»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Их изображения в XIX и XX веках делали в основном из дерева и легкоплавких металлов – свинца и олова. В более отдалённые времена использовали бронзу. Иногда у кувалоза обозначали признаки пола, передавали другие черты сходства с человеком-прототипом. Размеры их были разными, нередко они достигали 160 см, что соответствовало росту реального человека. Двойники членов одной семьи тоже «жили» вместе в семейном культовом амбарчике. Располагались такие амбарчики в глухих уголках тайги в окружении духов рода, племени, предков зверей и птиц, под непосредственной защитой духа-основателя рода.

 

 

 

 

 

Таким образом, амбарчик по своей сути был местом совместного «проживания» духов членов семьи и рода как ныне здравствующих, так и перешедших в инобытие. Их сила как раз и заключалась в единении и взаимоподдержке.

Селькупы верили, что в двойнике человека живёт душа кувтерге, которая является наставником другой души, обитающей в теле живого человека в области сердца или лба. Главная обязанность души-наставника – быть посредником между человеческой душой и многочисленными духами. По сложившейся древней традиции, селькупы не могли что-либо предпринимать без предварительного согласия соответствующего духа. Например, прежде чем добыть зверя, человек должен был через своего двойника получить согласие у «духа зверей». Промышляя рыбу – умилостивить «духа воды» и «духа рыб». Окружающие духи требовали почитания и приношения жертв. В этих случаях посредником являлась душа кувтэрге, обитающая в двойнике человека.

 

 

 

Кувтерге всегда активна, а вот душа человека может лениться, допускать ошибки, нарушать запреты духов. Отсюда и соответствующие неблаговидные поступки хозяина души – человека. Но кувтэрге, как наставник, может контролировать поступки человека через его душу, наставляя его в разных жизненных ситуациях. Поэтому каждый тымский селькуп считал первейшей необходимостью заботиться о своём «идоле», от которого зависят охотничья удача, рыбный промысел, продолжение рода – вся жизнь.

Но время неумолимо движется вперёд и постоянно вносит свои коррективы. Уже в 1940 году участники тымской экспедиции зафиксировали изменения в жизни коренных северян и начало забвения родовых священных мест. Лымбельский культовый амбарчик, доставленный ими в Колпашевский музей, как раз свидетельствует об этом.

 

 

 

 

С карты Томской области за последние несколько десятилетий исчезли многие национальные посёлки. Сохранившиеся утратили этнический колорит: там редко звучит селькупская речь, заброшены традиционные промыслы. Забыты людьми и культовые места. Современные представители этого этноса не верят, что в деревянном идоле может жить душа-наставник кувтэрге и от благорасположения многочисленных духов зависит жизнь самого человека. О том, что когда-то эта вера была, напоминают немые свидетели ушедшего времени – амбарчик и предметы с Лымбельского священного места.

 

 

 

 

 

Только вот не даёт покоя одна мысль. Человеческая мудрость гласит: «Религия – душа народа». А если она забыта? Что ждёт этот народ?

Время покажет…

 

 

 

 

 

Выставку подготовила старший научный сотрудник

Колпашевского краеведческого музея

О.М. Титова