ЦЕЛЬ ДОКЛАДА
Целью нашего сообщения является рассмотрение некоторых важных проблем ВВС СССР в начальный период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по начало 1942 года). В частности:
— героизм советских лётчиков;
— меры советского руководства по исправлению ситуации после нападения Германии на СССР и осознание катастрофической ситуации летом-осенью 1941 года.
ВВЕДЕНИЕ
Состояние ВВС Красной Армии к началу Великой Отечественной войны. К началу первой пятилетки на вооружении ВВС Красной Армии находились в основном самолеты отечественной постройки. В годы первой пятилетки начался выпуск отечественных конструкций самолётов всех типов. Авиационная промышленность в числе различных самолётов новых конструкций выпускала в достаточном количестве и тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3, что позволило нам создать лучшую по тому времени в мире тяжелобомбардировочную авиацию, значительно увеличившую ударную мощь наших Военно-воздушных сил страны в целом. Во второй пятилетке в области самолётостроения были достигнуты ещё более значительные успехи. На вооружение ВВС были приняты новые типы самолётов: дальние бомбардировщики ДБ-3, фронтовые бомбардировщики СБ, истребители И-15 и И-16. Скорость и высота полёта у них была в 1,5-2 раза больше, чем у старых типов самолётов. Дальность полёта и бомбовая нагрузка бомбардировщиков возросла в 3 раза.
Авиационная промышленность увеличила выпуск самолётов, моторов и другой боевой техники за время второй пятилетки в 5,5 раз. В результате этого общая численность боевых самолётов и количество авиаполков в составе ВВС выросли более чем вдвое.
Бурное развитие отечественной авиационной техники дало возможность в 1930-х годах осуществить серию крупных перелётов, в том числе межконтинентальных. Известные всему миру межконтинентальные перелёты В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова; М.М. Громова, А.Б. Юмашева, С.А. Данилина; В.К. Коккинаки и А.М. Бряндинского были триумфом нашей отечественной авиационной техники и показателем высокого лётного мастерства.
Высокие качества советской авиации демонстрировались на ежегодных парадах войск Красной Армии в Москве. Над Красной площадью в точно
назначенные сроки одновременно пролетало по 400-600 самолётов. С отдельных аэродромов взлетало 100 и более машин. Иностранная пресса сообщала о четкости и точности вождения самолетов на этих парадах.
Однако, в условиях бурного развития авиационной техники, самолёты, состоящие на вооружении, быстро морально устаревали. Начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война остро поставила вопрос о дальнейшем качественном улучшении нашего самолётного парка. В это время на вооружении ВВС военных округов в некоторых авиационных частях ещё имелись устаревшие типы самолётов.
На основе решения ЦК ВКП(б) и СНК СССР перестраивалась структура тыла ВВС в направлении обеспечения высокой манёвренности частей и соединений в ходе боевых действий. Накануне войны в западных приграничных округах создавались районы авиационного базирования, включавшие в свои составы авиационные базы, которые имели по 4-5 батальонов аэродромного обслуживания и предназначались для осуществления материально-технического обеспечения строевых частей и соединений. Перестройку тыла ВВС предполагалось закончить к осени 1941 года.
Увеличение боевого состава военно-воздушных сил и начавшееся перевооружение на новые типы самолётов потребовали более интенсивной подготовки кадров лётного и технического состава. В связи с этим количество авиационных школ значительно увеличилось. Это позволило в 1940 году подготовить и направить в части около 10 тыс. различных специалистов.
Подготовка кадров приобрела особенную актуальность с осени 1939 года в условиях уже начавшейся Второй мировой войны. В целях обеспечения ВВС кадрами в декабре 1940 года был установлен новый принцип набора курсантов из очередных призывов в Красную Армию, что обеспечивало возрастающую потребность в комплектовании авиашкол.
За четыре месяца до начала Великой Отечественной войны было принято ещё одно важное постановление партии и правительства, которым устанавливалась новая система подготовки кадров на период мирного и
военного времени. Подготовку лётчиков предусматривалось осуществлять в трёх типах школ: в военных авиашколах первоначально учёба намечалась в мирное время – девять месяцев и в военное время – шесть; в авиационных училищах со сроком обучения в мирное время – два года и в военное время – один год. Штурманский состав готовился в авиационных школах, в авиаучилищах стрелков-бомбардиров. Кроме того, был создан ряд учебных заведений для повышения квалификации лётного состава: курсы командиров эскадрилий, высшие школы авиационных штурманов.
АВИАЦИЯ В ЛЕТНИХ ОПЕРАЦИЯХ 1941 Г.
На рассвете 22 июня 1941 г. многомиллионная армия фашистской Германии вероломно напала на Советский Союз. На огромном пространстве от Балтийского до Чёрного моря развернулись невиданные по своему размаху ожесточенные кровопролитные сражения.
Для захвата господства в воздухе гитлеровское командование выделило более 50% всех сил своей авиации. 22 июня свыше 1 тыс. немецких бомбардировщиков подвергали неоднократным налётам 66 наших аэродромов, на которых базировались основные силы авиации западных приграничных округов. В первую очередь были подвергнуты атакам те аэродромы, на которых располагались авиационные полки, вооруженные самолётами новых типов. Одновременно немецкие истребители вели борьбу с нашими самолётами в воздухе, а также подавляли средства ПВО аэродромов.
В результате внезапных массированных ударов по нашим аэродромам и ожесточенных воздушных боёв ВВС западных округов в первый день войны потеряли около 1200 самолётов, в том числе 800 было уничтожено на аэродромах.
Причинами огромных потерь в первый период войны явились:
1. Массовые репрессии среди командиров и лётчиков ВВС перед войной.
С лета 1937 года «чистки» приобрели всеармейский размах. Вскоре после суда над Маршалом СССР М.Н. Тухачевским, состоявшимся 11 июня 1937 года, были арестованы как участники военного заговора 980 командиров и политработников, в том числе 29 комбригов, 37 комдивов, 21 комкор, 16 полковых комиссаров, 17 бригадных и 7 дивизионных комиссаров. К 5 июля 1937 года от командования было отстранено и уволено: командующих войсками и военных округов – 5 человек, их заместителей и помощников – 8, начальников штабов военных округов – 6, их заместителей – 7, командиров стрелковых корпусов – 13, командиров стрелковых дивизий – 14, командиров кавалерийских корпусов –3, командиров кавалерийских дивизий – 3, командиров механизированных корпусов – 3, командиров механизированных, танковых, стрелково-пулемётных бригад – 10, командиров авиакорпусов – 1, командиров авиабригад – 9 человек. Установлено, что одним из негативных последствий репрессий было то, что ввиду частых перемещений многие командиры перед войной исполняли должности непродолжительное время и не успели приобрести необходимый стаж руководящей работы. Так, накануне Великой Отечественной войны 67,7 % командующих ВВС военных округов, командиров авиационных соединений, частей и подразделений находились в занимаемых должностях до одного года и только 10,7 % –более двух лет. Все пятеро командиров авиационных корпусов занимали свои должности менее шести месяцев. Только четыре авиационных дивизий и авиационных бригад командовали своими соединениями более одного года и один – более двух лет. Подобное положение с перемещением руководства войсками значительно осложняло деятельность кадровых органов на уровне руководства войсками и подбора опытных командиров, снижало психологический климат командиров и бойцов.
2. Преобладание устаревшей авиационной техники в войсках.
3. Неверие высшего руководства страны в донесения разведки о сроках начала возможной войны.
Однако попытки врага полностью разгромить советскую авиацию и подавить волю наших лётчиков к сопротивлению не увенчались успехом. Опыт борьбы с авиацией, полученный немецкими лётчиками в войне с Польшей, Францией, Бельгией и в воздушных боях над Англией, не оправдал всех надежд гитлеровского командования. Несмотря на трудности и сложность обстановки, советские лётчики мужественно вступили в борьбу с фашисткой авиацией. В первый день войны наши ВВС совершили около 6 тыс. самолёто-вылетов и уничтожили в воздушных боях более 200 вражеских летательных аппаратов.
«Несмотря на достигнутую немцами внезапность, – признают фашистские офицеры и генералы, – русские сумели найти время и силы для оказания решительного сопротивления».
Общие боевые задачи ВВС фронтов были определены в приказе Наркома обороны, который поступил в авиасоединения в 7 часов 15 минут 22 июня.
Главной задачей наших ВВС была поставлена борьба с авиацией противника. Однако быстрое и глубокое вклинивание немецких войск в пределы нашей территории вынудило советское командование изменить первоначальное решение и направить основные усилия фронтовой и дальнебомбардировочной авиации на уничтожение танковых и мотомеханизированных колонн противника и поддержку своих оборонявшихся войск. Кроме того, дальнебомбардировочная авиация стала наносить удары по железнодорожным объектам и военно-промышленным центрам врага в глубоком тылу.
Несмотря на тяжёлую обстановку, ВВС Западного фронта совершили за первые 18 дней войны около 7 тыс. самолёто-вылетов, нанесли значительные потери противнику, а также получили боевой опыт, что позволяло усилить противодействие врагу на земле и в воздухе. ВВС Юго-Западного фронта произвели около 10 тыс. самолёто-вылетов, оказали помощь сухопутным войскам в уничтожении противника и сдерживании его наступления. ВВС Южного фронта совершили более 5 тыс. самолёто-вылетов, в воздушных боях и на аэродромах уничтожили 238 самолётов противника. За это время самолётный парк фронта сократился незначительно, с учётом пополнения он имел 734 самолёта. ВВС Северного фронта совершили около 10 тыс. самолёто- вылетов. К 10 июля в частях и соединениях фронта насчитывалось 837 боевых самолётов.
Большой неожиданностью для немецко-фашистских войск явились налёты советский дальней авиацией на Берлин и другие города Германии. 7 августа в 21:00 с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Преображенского Е.Н. Самолёты были загруженны бомбами ФАБ-100 и листовками. 8 августа в 1:30 ночи пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и городу Штеттину. Немцы настолько не ожидали авианалёта, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город.
Проконтролировать результаты налёта лётчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Моё место – Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!» В 4 утра 8 августа, после семичасового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром. Всего до 5 сентября советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36 050 кг.
Уже 8 августа Сталин подписал специальный приказ № 0265 «О поощрении участников бомбардировки Берлина», в котором, помимо благодарности, объявлялось о выдаче каждому члену экипажа по 2 тысячи рублей.
13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении награды первым четырём лётчикам: полковнику Преображенскому Е.Н., капитанам Гречишникову В.А., Плоткину М.Е., Ефремову А.Я. и штурману флагманского экипажа капитану Хохлову П.И. звания Героя Советского Союза.
На Чёрном море ещё одной неожиданностью для немцев явилось появление самолёта-авиаматки.
Советский авиационный проект «Звено» разрабатывался в СССР в 1930- е – начале 1940-х годов инженером В.С. Вахмистровым и основывался на использовании самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Созданный по этому проекту комплекс «звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) принял участие в первом периоде Великой Отечественной войны.
Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосцы и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце. Задание было успешно выполнено, цель поражена без потерь. Противник, не ожидая советских истребителей, принял их за своих. В ходе авиаудара истребители-бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом. В связи с успешной демонстрацией возможностей Звена-СПБ, 10 августа 1941 был совершён авианалёт на основную цель – Мост Карла I на Дунае, через который помимо войск проходили также и нефтяной трубопровод Плоешти–Констанца. Для этого истребители были дополнительно оснащены 95-литровым топливным баком, чтобы получить дополнительные 35 минут полёта. Атака производилась тремя носителями, но в одном из них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные выпустили истребители-бомбардировщики, совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись назад без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня – 13 августа 1941, в этот раз поломки носителей не было, и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост. Дополнительно нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, истребители вернулись назад без потерь.
По мере продвижения войск противника в глубь нашей страны его авиация начала совершать бомбардировочные налёты на Вязьму, Брянск, Москву, Ленинград и другие советские город. Известно, что 8 июля Гитлер отдал приказ немецким ВВС массированными налЁтами разрушить Москву. Первый налЁт на столицу был совершён в ночь на 22 июля 1941 г. В нём участвовало 250 бомбардировщиков. Для отражения этого налёта привлекалось 170 истребителей, которые совместно с зенитной артиллерией уничтожили 22 фашистских самолёта. К Москве прорвались лишь отдельные бомбардировщики. Приказом Народного комиссара обороны от 23 июля 1941 г. за успешные действия по отражению налёта на Москву лётчикам 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО (командир полковник И.Д. Климов) была объявлена благодарность.
За период с 22 июля по 15 августа 1941 г. на Москву было совершено 18 ночных налётов. В восьми из них участвовало по 120 бомбардировщиков в каждом, а в остальных по 50-80 самолётов. Лётчики-истребители и зенитная артиллерия ПВО успешно справились с задачей отражения налётов немецкой авиации. Основная масса бомбардировщиков не смогла прорваться к городу. Из 1700 самолётов, участвовавших в налётах, к столице прорвалось всего лишь около семидесяти.
В воздушных боях по отражению вражеских налётов героически сражался заместитель командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиационного полка младший лейтенант В.В. Талалихин. В ночь на 7 августа на подступах к Москве он вступил в бой с бомбардировщиком. Израсходовав весь боекомплект, отважный лётчик пошёл на таран и уничтожил вражеский самолёт. Это был один из первых воздушных таранов, произведённых ночью. Указом Президиума Верховного Совета СССР В.В. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. В последующих боях Талалихин уничтожил ещё четыре самолёта. 27 октября 1941 г. он погиб в воздушном бою. Приказом Министра обороны В.В. Талалихин навечно зачислен в списки 177-го истребительного авиационного полка.
В защите столицы от ударов с воздуха значительную роль сыграли части и соединения ВВС Западного фронта и дальнебомбардировочной авиации. В период наиболее интенсивных налётов на Москву (22 июля – 15 августа 1941 г.) они подвергли ударам 118 аэродромов противника, в результате активность немецкой авиации заметно снизилась. Во второй половине августа и в сентябре налёты фашистских бомбардировщиков осуществлялись уже
мелкими группами и одиночными самолётами и носили в основном не разрушительный характер, а характер психологического воздействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на тяжелейшее начало войны, огромные потери, Красная Армия смогла в декабре 1941 г. перейти в контрнаступление под Москвой, разгромить немецкие войска. Это означало провал «Блицкрига».
Опираясь на опыт первых месяцев Великой Отечественной Войны, были начаты коренные реформы ВВС СССР.
СОВЕТСКИЕ САМОЛЁТЫ НА НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Технические характеристики: Экипаж: 1 (пилот), Длина: 6,275 м, Размах верхнего крыла: 10,0 м, Размах нижнего крыла: 7,5 м, Высота: 3,425 м, Площадь крыла: 22,14 м² (обоих крыльев), Масса пустого: 1 348 кг, Нормальная взлётная масса: 1 765 кг, Максимальная взлётная масса: 1 859 кг, Масса топлива во внутренних баках: 240 кг, Объём топливных баков: 316 л, Силовая установка: 1× радиальный М-62, Мощность двигателей: 1×1000 л.с. (1×610 кВт (номинальная, у земли)), Воздушный винт: ВИШ АВ-1 Диаметр винта: 2,8 м.
Лётные характеристики: Максимальная скорость у земли: 366 км/ч, максимальная скорость на границе высотности: 426 км/ч, Скорость сваливания: 110 км/ч Практическая дальность: 740 км Практический потолок: 11 000 м, Скороподъёмность: 15 м/с, Время набора высоты: 3000 м: 5,5 мин., 11000 м: 31 мин., Нагрузка на крыло: 84 кг/м² Тяговооружённость: 328 Вт/кг, Длина разбега: 106 м.
Вооружение: Стрелково-пушечное: 4×7,62 мм пулемёта ШКАС с боекомплектом 2500 патр., Неуправляемые ракеты: до 8 × РС- 82, Бомбы: до 200 кг.
Технические характеристики: Экипаж: 3 человека, Длина: 12,57 м Размах крыла: 20,33 м Высота: 3,48 м, Площадь крыла: 56,7 м², Масса пустого: 4768 кг, Масса снаряженного: 7880 кг, Двигатели: 2×М103 мощностью 960 л. с. (716 кВт).
Лётные характеристики: Максимальная скорость: 450 км/ч, Крейсерская скорость: 375 км/ч, Практическая дальность: 2300 км Практический потолок: 7800 м, Скороподъёмность: 9,5 м/с, Длина разбега/пробега: 300—350 м, Нагрузка на крыло: 141 кг/м², Тяговооружённость: 180 Вт/кг.
Вооружение: пулемётное: 4 × 7,62 мм пулемётов ШКАС, Бомбовая нагрузка: 600 кг.
Технические характеристики Экипаж: 8 человек, Длина: 24,4 м, Размах крыла: 39,5 м, Высота: Площадь крыла: 230,0 м², Масса пустого: 10967 кг, Нормальная взлётная масса: 17200 кг, Максимальная взлётная масса: 19500 кг, Объём топливных баков: 7960 л, Силовая установка: 4-хпоршневой М-17Ф, Мощность двигателей: 4 × 715 л. с., (4 × 533 кВт (взлётная)), Воздушный винт: двухлопастной, деревянный ЦАГИ, Диаметр винта: 3,5 м
Лётные характеристики: Максимальная скорость: на высоте: 197 км/ч на 3000 м, у земли: 177 км/ч, Практическая дальность: 1350 км, Техническая дальность: 3120 км (при максимальной взлётной массе), Практический потолок: 3800 м, Время набора высоты: 1000 м за 9,2 мин, 2000 м за 22,0 мин, 3000 м за 43,4 мин, Нагрузка на крыло: 74,8 кг/м², Тяговооружённость: 85,5 Вт/кг (8,6 кг/л. с.) Длина разбега: 200 м, Длина пробега: 300 м.
Вооружение: Стрелково-пушечное: 4-8×7,62 мм пулемёта ДА Боевая нагрузка: нормальная: 2000 кг, максимальная: 5000 кг, Бомбы: в бомбоотсеке: 28×50 кг или 82 кг или 100 кг бомб под крылом: 4×250 кг или 500 кг или 1000 кг бомбы.
Технические характеристики: Экипаж: 1 пилот, Длина: 8,155 м, Размах крыла: 10,2 м, Высота: 3,325 м, Площадь крыла: 17,44 м², Профиль крыла: Кларк YH, Коэффициент удлинения крыла: 5,97, Масса пустого: 2602 кг, Нормальная взлётная масса: 3099 кг, Масса топлива во внутренних баках: 290 кг, Объём топливных баков: 404 л, Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения АМ-35А, Мощность двигателей: 1 × 1350 л. с. (1 × 993 кВт (взлётная)), Воздушный винт: трехлопастной ВИШ-22Е, Диаметр винта: 3 м.
Лётные характеристики: Максимальная скорость у земли: 486 км/ч, на высоте: 657 км/ч на 7200 м, Посадочная скорость: 141 км/ч, Практическая дальность: 580 км, Практический потолок: 12 000 м, Нагрузка на крыло: 177,7 кг/м², Тяговооружённость: 321 Вт/кг, Длина разбега: 238 м, Длина пробега: 400 м, Время набора высоты: 5000 м за 5,9 мин
Вооружение: Стрелково-пушечное: 1 × 12,7 мм пулемёт БС с 300 патр., 2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС с 375 патр. на ствол, Боевая нагрузка: 200 кг, Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг бомбы.
Технические характеристики: Экипаж: 3 человека (пилот, штурман, борт-стрелок), Длина: 14,223 м, Размах крыла: 21,4 м, Высота: Площадь крыла: 65,6 м², Коэффициент удлинения крыла: 7, Профиль крыла: Кларк Y-15, Масса пустого: 4778 кг, Нормальная взлётная масса: 7000 кг, Максимальная взлётная масса: 9000 кг, Масса топлива во внутренних баках: 810 кг, Силовая установка: 2 × поршневой М-85, Мощность двигателей: 2 × 760 л. с., (2 × 558,8 кВт (взлётная)), Воздушный винт: ВФШ, Диаметр винта: 3,4 м.
Лётные характеристики: Максимальная скорость: на высоте: 400 км/ч на 4500 м, у земли: 327 км/ч, Крейсерская скорость: 310-320 км/ч, Посадочная скорость: 120 км/ч, Практическая дальность: 3100 км (с 1000 кг бомб), Практический потолок: 8400 м, Время набора высоты: 5000 м за 15,1 мин., Нагрузка на крыло: 107 кг/м², Тяговооружённость: 160 Вт/кг (4,6 кг/л. с.), Длина разбега: 170—200 м, Длина пробега: 300 м.
Вооружение: Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта ШКАС (2500 патр.), Боевая нагрузка: нормальная: 1000 кг, максимальная: 2500 кг.
Технические характеристики: Экипаж: 2 человека, Длина: 11,6 м, Размах крыла: 14,6 м, Высота: 4,2 м, Площадь крыла: 38,5 м², Масса пустого: 4360 кг, Масса снаряжённого: 6160 кг, Масса максимальная взлётная: 6380 кг, Масса брони: 990 кг, Двигатели: 1× жидкостного охлаждения V-образный 12-цилиндровый АМ- 38Ф, Тяга: 1× 1720 л. с. (1285 кВт).
Лётные характеристики: Максимальная скорость: 414 км/ч, на высоте 1220 м: 404 км/ч, у земли: 386 км/ч, Дальность полёта: 720 км, Длина разбега: 335 м (с 400 кг бомб), Скороподъёмность: 10,4 м/с, Практический потолок: 5500 м, Нагрузка на крыло: 160 кг/м², Тяговооружённость: 0,21 кВт/кг.
НЕМЕЦКИЕ САМОЛЁТЫ НА НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
БИОГРАФИИ КОМАНДУЮЩИХ СОВЕТСКИХ ВВС В 1941 ГОДУ
Павел Васильевич Рычагов
Павел Васильевич Рычагов (2 (15) января 1911 год, Нижние Лихоборы (ныне – Москва) – 28 октября 1941, посёлок Барбыш (в настоящее время не существует, сейчас – Парк им. Юрия Гагарина, вблизи города Самары) – советский лётчик-ас и военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940), Герой Советского Союза (1936).
В 1940 году в возрасте 29 лет был назначен на высшие посты Главного управления ВВС РККА. С июня 1940 года – заместитель начальника Главного управления ВВС РККА, с июля – 1-й заместитель Главного управления ВВС РККА, с августа 1940 года (в возрасте 29 лет) назначен начальником Главного управления ВВС РККА.
В декабре 1940 года на сборах высшего командного состава ВВС Рычагов выступил с докладом «Военно-воздушные силы в наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе». Обсуждая взаимодействие авиации с наземными войсками, Рычагов агитировал за распределённые ВВС, поделённые на авиацию армейского и фронтового подчинения. Эта идея была отвергнута генералитетом, которому не понравилось предложение раздать самолёты корпусам и дивизиям.
С февраля по апрель 1941 года – одновременно заместитель народного комиссара обороны СССР по авиации. 12 апреля 1941 года Рычагов был снят
С должности. Непосредственным поводом стали, как указано в протоколе, «как недисциплинированного и не справившегося с обязанностью руководителя ВВС», попытка Рычагова скрыть от правительства тяжёлую катастрофу 23 января 1941 года при перелёте авиационного полка из Новосибирска через Семипалатинск в Ташкент, в ходе которого «из-за грубого нарушения элементарных правил полёта 3 самолёта разбились, 2 самолёта потерпели аварию, при этом погибли 12 и ранены 4 человека экипажа самолётов». После снятия с должности Рычагов был направлен на учёбу в Военную академию Генштаба. Вскоре начались аресты среди руководителей ВВС. Арестованным вменялось в вину «участие в военной заговорщической организации, по заданиям которой они проводили вражескую работу, направленную на поражение Республиканской Испании, снижение боевой подготовки ВВС Красной Армии и увеличение аварийности в ВВС». Следствие затягивалось, и из-за угрозы приближения немцев к Москве многих арестованных по различным делам эвакуировали.
28 октября 1941 года в посёлке Барбыш вблизи Куйбышева по распоряжению Л.П. Берии без суда была расстреляна группа арестованных офицеров, в их числе П.В. Рычагов. Вместе с Рычаговым была расстреляна его жена, заместитель командира авиаполка особого назначения майор Мария Нестеренко, обвинённая в том, что «будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа».
«Несмотря на отсутствие объективных доказательств виновности Рычагова в совершении тяжких государственных преступлений, он в числе других 25 арестованных без суда был расстрелян по преступному предписанию Берии, а враги народа Кобулов и Влодзимирский в 1942 году задним числом сфальсифицировали заключение о расстреле Рычагова, заведомо ложно указав в нём, что предъявленное ему обвинение доказано. Дело Рычагова Павла Васильевича Прокуратурой СССР прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления, и он посмертно реабилитирован. Генеральный прокурор СССР Р. Руденко».
В 1954 году Павел Рычагов был реабилитирован посмертно. Звание Героя Советского Союза возвращено в 1969 году. В 1975 году его именем названа улица на севере Москвы, на которой стоял его родной дом.
Павел Фёдорович Жигарев
Павел Фёдорович Жигарев (6 [19] ноября 1900, д. Бриково, Тверская губерния – 2 октября 1963 года, Москва) – советский военачальник, Главный маршал авиации (1955). Главнокомандующий ВВС СССР (1949–1957). Вскоре после начала Великой Отечественной войны на базе Главного управления ВВС был сформирован Штаб ВВС РККА, а П. Жигарев 29 июня 1941 года назначен командующим Военно-воздушными силами РККА. Возглавлял Военно-воздушные силы Союза в самый тяжёлый первый период Великой Отечественной войны. Принимал непосредственное участие в планировании и руководстве боевыми действиями советской авиации в Битве за Москву.
Согласно приказу Народного комиссара обороны № 136 от 4 мая 1942 года и в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 26 апреля 1942 года № 588 «О назначении заместителями Народного комиссара обороны тт. Новикова А.А., Аборенкова В.В., Воробьёва М.П. и Румянцева А.Д.» – снят с должности командующего ВВС Красной Армии и назначен командующим ВВС тылового Дальневосточного фронта. С июня 1945 года – командующий 10-й воздушной армией. В августе 1945 года войска армии участвовали в Советско-японской войне в полосе войск Второго Дальневосточного фронта в Маньчжурии, обеспечивали боевые действия на Сахалине и Курильских островах.
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ