Введение
Война – это самое страшное, что может случиться в жизни каждого человека. Одно лишь это слово несёт в себе массу страха, боли, потерь близких людей и тысячи солдат, отдавших жизнь за будущие поколения. Сколько страшных воспоминаний оставила война в человеческой памяти! Наш долг – сохранить их имена в памяти и передать их будущим поколениям. Среди тех, кто отдал жизни за наше светлое будущее, было большое количество советских героев-лётчиков как гражданской, так и военной авиации.
Цель работы – рассмотреть деятельность советской гражданской и военной авиации на начальном этапе Великой Отечественной войны и её вклад в дело Победы над фашизмом.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Рассмотреть основные виды самолётов советского Гражданского Воздушного флота на начальном этапе Великой Отечественной войны и их деятельность.
3. Провести сравнительный анализ технических характеристик и возможностей основных моделей советских и немецких боевых самолётов.
4. Рассказать о подвигах лётчиков-томичей в начале Великой Отечественной войны.
5. Найти информацию о героях-выпускниках Медико-фармацевтического колледжа.
6. Проанализировать роль советской авиации на начальном этапе Великой Отечественной войны.
Глава 1. Советская авиация на первом этапе Великой Отечественной войны
Гражданская советская авиация
На рассвете 22 июня 1941 года нацистская Германия, нарушив договор о ненападении, вторглась в пределы СССР. Главной ударной силой гитлеровцев стала авиация, которая практически сразу разбомбила 66 советских аэродромов, на которых находилось почти три четверти боевых самолётов. Германия в то время имела передовые образцы военной техники, а СССР, несмотря на то, что в предвоенные годы стал усиленно наращивать военную мощь и разрабатывать новые виды вооружений, очень сильно отставал от неё в техническом оснащении.
23 июня 1941 года Совнарком СССР утвердил «Положение о Главном управлении гражданского воздушного флота на военное время». На его основании был приведён в действие мобилизационный план. Уже с первых часов войны к выполнению боевых заданий был привлечён личный состав не только военной авиации, но и личный состав Гражданского Воздушного флота (ГВФ). Началась массовая перестройка всей деятельности авиации, исходя из военных нужд. С усилением боевых действий на фронтах самолёты ГВФ всё больше использовались в военных целях, хотя они для этого были не приспособлены. Без преувеличения, многие полёты экипажей ГВФ можно было назвать боевыми, и совершались они с риском для жизни. Нередко для охраны и атаки их сопровождали самолёты военной авиации.
Основным транспортным средством в рассматриваемый период стал пассажирский самолёт завода № 84 (ПС-84), который производился с 1939 года и мог перевозить 25 человек на расстояние до 2 тыс. км, но не имел вооружения. Наряду с пилотами на дело Победы самоотверженно трудились бортмеханики и другие члены экипажей. Бортмеханики выполняли срочные работы по ремонту самолётов, техническому обслуживанию двигателей и оборудования, чем до войны занимались наземные технические службы в аэропортах.
Помимо ПС-84 использовались для полётов гражданской авиации и самолёты У-2 – советские многоцелевые бипланы. Часть из них в условиях военного времени была переоборудована в санитарные самолёты.
С 23 июня по 1 сентября 1941 года самолётами ГВФ в прифронтовые госпитали было перевезено 46,5 тонн консервированной крови, 184,9 тонн медикаментов и госпитального оборудования, вывезено в тыл 30 тысяч раненых. С июля 1941 года тяжёлые транспортные самолёты ГВФ стали вооружаться установками для крепления пулемётов.
В этот период было уничтожено немало машин ПС-84, не оснащенных боевым вооружением, поэтому установка пулемётов на эти самолёты стала огромным успехом инженерно-технического состава ГВФ.
Военная советская авиация
Германия имела численное и техническое превосходство в авиации, но отставание СССР в этих отношениях компенсировалось стойкостью и мужеством советских лётчиков. Советская военная авиация состояла из истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков.
Истребительная авиация выполняла следующие задачи: прикрывала войска на поле боя и объекты фронтового тыла от ударов авиации противника; обеспечивала действия других родов авиации; воспрещала противнику проведение воздушной разведки; противодействовала воздушному десанту противнику и вела воздушную разведку. Советская авиация использовала такие истребители, как Як-1 – советский одномоторный самолёт-истребитель Второй мировой войны, МиГ-3 – советский высотный истребитель, ЛаГГ-3 – одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, И-16 – советский одномоторный истребитель-моноплан.
Накануне войны самым массовым истребителем в советских ВВС являлся самолет И-16, в просторечии – «Ишак», «Ишачок». Вооружение И-16 выпуска 1939 года состояло из двух пушек и двух пулемётов. К 1941 году И-16 явно устарел, но поставки на фронт истребителей новейших типов только-только начались, поэтому основную тяжесть воздушных боёв 1941 года приняли на себя лётчики именно истребителей И-16. Немецкая авиация использовала против советских самолётов истребитель Ме-109 –«мессер».
Штурмовая авиация – это ещё один из родов фронтовой авиации военно- воздушных сил государства, который предназначался для поддержки наземных войск. Штурмовики использовались для уничтожения противника на поле боя и нанесения бомбово-штурмовых ударов по наземным объектам в ближайшей глубине обороны противника. Они отличались мощным бронированием, что влияло на их манёвренность, которую компенсировали истребители, прикрывая штурмовиков во время боя. Советская штурмовая авиация была представлена Ил-2 и Ил-10 – тяжёлыми штурмовиками.
Бомбардировщики в годы Великой Отечественной войны являлись основной ударной силой Советских Военно-Воздушных войск. Они принимали активное участие во всех оборонительных и наступательных операциях Советской армии. Бомбардировочная авиация наносила мощные удары по немецко-фашистским войскам, военной технике, объектам глубокого вражеского тыла. Она отличалась точечным попаданием по цели, из-за чего также нуждалась в защите истребителей от вражеской авиации. Советская авиация имела следующие виды бомбардировщиков: Пе-2 и Ту-2 Пе-2, по прозвищу «Пешка», в начале войны были основными советскими пикирующими бомбардировщиками.
Этот двухмоторный самолёт обладал высокой скоростью полёта и был способен постоять за себя в воздушном бою. При этом, несмотря на хорошую скорость и вооружение, Пе-2 уступал по точности попадания в цель немецким пикирующим бомбардировщикам Ju-87 – «юнкерсам» и He-111 «хейнкелям».
Глава 2. Подвиги лётчиков-томичей
С самого начала Великой Отечественной войны весь народ встал на защиту своей страны. Не стали исключением проявления храбрости и отваги и жители города Томска. Первым из томичей Героем Советского Союза стал лётчик Цоколаев Геннадий Дмитриевич.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны он сражался в составе 13-го истребительного авиационного полка Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота. К апрелю 1942 года стал командиром эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Старший лейтенант Геннадий Цоколаев совершил 309 боевых вылетов, за что был удостоен почётного звания Героя Советского Союза.
Ещё один подвиг отважного уроженца нашего города был совершён 12 марта 1943 года. Алексей Фёдорович Коковихин в воздушном бою при отражении налёта вражеской авиации у города Валуйки Воронежской области на истребителе уничтожил тараном бомбардировщик противника. Повреждённый самолёт посадил в поле. За этот подвиг он был награждён орденом Ленина.
С большой гордостью стоит сказать и о выпускнице Медико- фармацевтического колледжа, которая окончила его в 1930 году – Полянцевой Агнии Алексеевне.
Она мужественно воевала в составе 586-го женского истребительного авиационного полка. Окончив авиационный институт, стала комиссаром и командиром 2-й эскадрильи. За заслуги перед Родиной награждена орденом «Великая Отечественная война». После войны, с февраля 1946 года работала лётчиком-испытателем на авиационном заводе № 464 в Москве. На 50-летие МФК она подарила колледжу книгу «В небе фронтовом», где собраны истории о доблестных лётчицах Великой Отечественной войны, одной из которых являлась и сама Агния Алексеевна. Сейчас книга бережно хранится в библиотеке МФК.
Заключение
Советская гражданская и военная авиация, несмотря на крайнюю тяжесть и потери на начальном этапе Великой Отечественной войны, сыграла важную роль в приближении Победы. По техническим характеристикам советские истребители, бомбардировщики и штурмовики уступали немецким самолётам, но благодаря труду инженеров и отваге пилотов советская авиация неоднократно одерживала победы в воздушных боях. Цена этих побед – многие жизни советских героев-лётчиков.
Список литературы и интернет-ресурсов
1. В небе фронтовом. Сборник воспоминаний советских летчиц – участниц Великой Отечественной войны. Изд. 2-е, доп. М.: «Молодая гвардия».
2. Морозов В.П, Обухович В.А., Сидоренко С.И., Широкорад А.Б. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941— — М., 1963.
3. Скубилин В. З. Инженерно-авиационное обеспечение боевых действий ВВС в годы Великой Отечественной войны //Роль Военно- воздушных Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 (По материалам IX военно-научной конференции ВВС). — М.
4. Фотоальбом лётчика-наблюдателя Ф. С. Горячего [Электронный ресурс] фотоснимки ранней истории ВВС РККА: фотографии самолётов различных типов, летчиков и техников, аэродромов, аэрофотоснимки.
5. Чем отличается истребитель от штурмовика [Электронный ресурс] режим доступа.:
6. Развитие техники бомбардировочной авиации в годы войны [Электронный ресурс] – режим доступа.
Выполнили студенты 1 курса: Алтухов М. А., Степанюк Д. А. Порох М. Г.,
Гельбрехт В. И.,Золотухина К. Е. Сытникова Е. А.
Руководители: Глушкова С. Г., Косых О. Е.