ОТДЕЛЫ МУЗЕЯ / Филиал Музея Победы

Пилотка солдатская ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Фараха Гимдеевича Камалдинова

2 / 16

В фондах Томского областного краеведческого музея хранится солдатская пилотка ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Ф.Г. Камалдинова. Пилотка, как и другие предметы из личного архива ветерана, переданы в музей в 70-е годы XX века.

Пилотка солдатская: размер 57, ткань х/б, СССР, изготовлена на Производственном швейном объединении «Соревнование» города Новосибирска.

 

Пилотка — важнейший атрибут образа советского солдата, образа героя, победителя, примера для подражания будущим поколениям. Именно поэтому в дни празднования Победы 9 Мая военные пилотки с красной звездой и другое обмундирование Советской Армии можно встретить повсеместно: они, сопровождают ветеранов, традиционно выходящих в военной форме, и молодёжь, выражающую ношением пилотки патриотизм и свою благодарность воинам-освободителям. Пилотки традиционно создают особый смысл Великого Дня Победы.  

Первый опыт внедрения этого головного убора был ещё в царской армии – в начале XX века среди обмундирования армии императора появилась пилотка лётчика. Отсюда – и название этого головного убора, который поначалу назывался «полётка». Инициатором введения в российской армии такого элемента военной формы стал тогдашний начальник офицерского отдела С.А. Ульянин – один из основоположников отечественной авиации.

После введения авиационной формы пилотка перекочевала и в сухопутные войска, Головной убор советского образца – серая пилотка в более простом крое из жёсткого сукна. В соответствии с приказом 1935 года, всему командному и начальствующему составу в полевых условиях предписывалось носить пилотку своего рода войск. Пилотки отличались цветом, кроем, количеством нашивок.

В 1941 году, ещё до начала Великой Отечественной войны, вышло несколько секретных указов, направленных на формирование единой фронтовой формы красной армии и снижение затрат на производство солдатской одежды. Форма советского солдата шилась из ткани цвета хаки (лишь у танкистов форма была стального цвета), для рядовых официально упразднили фуражки – шёл пошив лишь армейских пилоток. Пилотка войск РККА являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке. В августе 1941 года был издан приказ о военной форме старшего командного состава: в форму входила зелёная пилотка с серым оттенком. Обмундирование рядовых, сержантов и прапорщиков – пилотка с кокардой в виде красной звезды – образец 1943 года.

 

Фарах Гимдеевич Камалдинов родился 25 мая 1914 г. в деревне Нуркай, ныне Кривошеинского района Томской области, в татарской крестьянской семье. Здесь он окончил неполную среднюю школу, а затем работал сначала трактористом в колхозе и мотористом-механиком в Западно-Сибирском речном пароходстве. В 1934 г. был призван в ряды Красной Армии. В 1938 году был участником боёв с японскими милитаристами у о. Хасан. Участник советско-финляндской войны 1939–1940 гг. В 1940 г. окончил Московское пехотное училище. С июня 1941 г. он уже на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал командиром взвода автоматчиков.

Фронтовая газета «Красный воин» в номере от 11 ноября 1943 года сообщает: «6 ноября в П-ском госпитале лейтенанту Ф.Г. Камалдинову были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Лейтенант Фарах Камалдинов – участник наступательных боёв 1943 года».

Фарах Камалдинов вспоминает…

«Наступая, наша часть встретила сильное огневое сопротивление немцев. Командир батальона Залесский разрешил мне с группой автоматчиков подобраться к вражескому логову. Обошли село и одновременно с разных сторон открыли стрельбу. Очереди автоматов всполошили немцев. В этом бою мы расстреляли несколько десятков фашистов, большую часть гарнизона пленили».

«Однажды на батальон двинулись в контратаку больше двадцати фашистских «тигров» и большое количество пехоты. Три танка и более 100 фрицев приблизились к бойцам моего взвода. Первой гранатой я остановил одну машину. Второго «тигра» подбил рядовой Шукуров. На горсточку советских бойцов двинулись пехотинцы».

Порой бойцы были на волосок от смерти:

«В одном из боёв на взвод Ф. Камалдинова набросились 30 вражеских танков и много автоматчиков. Со своими друзьями он уничтожил 10 немецких танков и до 300 гитлеровцев».

Татарин по национальности, Герой Советского Союза отмечал:

«В моём взводе были бойцы девяти национальностей: русские, украинцы, белорусы, узбеки, киргизы, чуваши, мордвины, марийцы. Все дрались мужественно. Врага били не числом, а уменьем».

Действительно, Союз Советских Социалистических Республик изначально был многонациональным государством, а народы в годы великих испытаний воевали за общую Победу над фашистской Германией.

Благодаря мужеству и героизму солдат Красной Армии фашистам не удалось завоевать нашу страну. Многие из них остались на полях сражений, но кто-то пришёл с войны Героем Советского Союза, как Ф.Г. Камалдинов.

Командиру взвода автоматчиков 410-го стрелкового полка (81-я стрелковая дивизия, 13-я армия, Центральный фронт) младшему лейтенанту Ф.Г. Камалдинову, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

После Победы  старший лейтенант Ф. Г. Камалдинов – в запасе. Жил в городе Темиртау Карагандинской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

 

Литература: «Мастер ближнего боя». Газета [1943 – 1944 гг. ]. Материалы научного архива ТОКМ.