Архив / Новости
28 января 2017

Начало 20-х: «Наш паровоз, вперёд лети! …»

Дневник проекта «Томск:Пейзаж после битвы (?)»

Начало 20-х: «Наш паровоз, вперёд лети! …»

 

Продолжается работа над экспозиционным проектом «Томск: пейзаж после битвы(?)»,  посвященным судьбам Томска в XX веке (грант Российского фонда культуры по программе «Гений места»).

Тот факт, что Транссиб обошёл Томск, конечно, повлиял на дальнейшую судьбу города. Но и томичи не могли смириться с этим фактом и неоднократно предпринимали попытки вырваться из тупика.

Ещё до революции Особое междуведомственное совещание (1916 г.) отнесло строительство Томск–Енисейской железной дороги к линиям 1-й очереди. Революция внесла свои коррективы в осуществление планов, но уже в 1919 г. новой властью было признано большое государственное значение будущей дороги и подтверждено первоочередное решение этой задачи. Мало того, были выделены деньги на дополнительные изыскания Томск-Чулымского участка, осуществлённые в 1921 г. инженером М.Н. Кошурниковым. Теперь эта линия рассматривалась, прежде всего, как лесовозная, как и многие другие сибирские линии, проектируемые в 1920–1930-х гг. Открывалась возможность колонизации Причулымского района и значительного пространства вдоль самой линии.  

И всё-таки назначение дороги предполагалось совсем не то, что томичи получили с пуском её в эксплуатацию в 1939 г. Гораздо более грандиозные замыслы связывались с этой железной дорогой, и, соответственно, повышением значения Томска. Далеко идущие планы  нашли отражение в Пояснительной записке М.Н. Кошурникова (1923 г.)  на основе его предыдущих изысканий:

«Проектируемая линия, как путь для вывоза леса, приобретает значение не только местное, но гораздо более широкое. Как оно не велико для города Томска и Томской губернии, но  совершенно отступает перед её значением для всей юго-западной Сибири.

Эта линия (Томск-Чулым) будет служить также для вывоза продуктов сибирского земледелия и скотоводства за границу.

Трасса линии начинается от ст. Томск-Чулым, которая запроектирована в северной части города независимо от Томска I и Томска II,  и призвана будет играть главную роль в общем грузообороте.

На 149 версте (от Томска) линия подходит до р. Чулым в расстоянии примерно 70 в. от его устья близ пос. Тюделеково. Пристань Тюделеково на р. Чулым получит значение главного перевалочного пункта с сибирской железной дороги на суда для вывоза через устье р. Оби за границу предпочтительно даже перед Новониколаевском и Барнаулом, так как отсюда возможно движение судов без всяких землечерпательных и пр. работ с осадкой не менее 10 четвертей, тогда как от Новониколаевска – 6 четвертей, от Барнаула – не менее 5 четвертей.

Этим же путём через Томск-Чулымскую дорогу пойдут за границу хлебные грузы и строительные материалы из Минусинского района.

Таким образом, Томск-Чулымская дорога далеко выходит из пределов местного значения, как лесовозной подъездной ветки, но в связи с Северным морским путём, являющимся «окном в Европу», приобретает чрезвычайный интерес для развития промышленности и внешней торговли Сибири».

В связи с изношенностью рельс и слабой пропускной способностью линии Томск-Тайга предлагалось взамен существующей проложить новую, более современную по техническим условиям ветку Томск-Юрга. При этом сокращалось расстояния пробега на 45 в., что являлось немаловажным фактором в пользу новой ветки,  поскольку предполагались сотни млн. пуд. массового и дешёвого груза, для одной Томско-Чулымской железной дороги.

Таким образом, проектируемая линия шла от ст. Туштелеп  Кольчугинской железной дороги (70 км южнее Кузнецка), где строился большой металлургический завод, через Юргу на Томск и до конечной ст. Тюделеково на р. Чулым.

Отдельно в записке определялось значение Томска: «В связи с предстоящим районированием России Томску предназначено стать административным центром Кузнецко-Алтайской области наряду с научно-просветительным, каким он был до сего времени. А в связи с проектируемой сетью железных дорог он должен занять выдающееся место в промышленном и торговом отношении … и встать  на пересечении нескольких магистралей».

Томичи ещё не знали, что районирование будет означать для Томска постепенное падение его статуса, вплоть до превращения его, хотя и ненадолго, из губернского центра в город с сельской местностью краевого подчинения, а неосуществлённые мечты о выдающемся месте на пересечении нескольких магистралей найдут место в стратегических планах XXI в.

 

Л.А. Тимофеева

 

 Предыдущий материал проекта:

1930-е годы: Томск на обочине

Опять окаянная обойдёт?