В минувшую пятницу, в музее состоялось интереснейшее мероприятие в рамках ежегодной акции «Ночь в музее» — МАСКАРАД!
Архив, конечно, принимал активное участие в данном мероприятии, и тема выбрана была совершенно не случайно.
Действительно, история нашего города хранит немало свидетельств событий, которые якобы происходили, и есть тому сохранившиеся документы, но, в то же время, — событий этих не было или они так и не произошли.
160 лет назад (около 1858 года) в Томске, по приглашению купца С.Ф. Хромова, поселился на жительство Старец Фёдор Кузьмич, славившийся своим благочестием и набожностью.
А по некоторым легендам, бывший ушедшим от мира царем Александром I…
Тайна старца Фёдора Кузьмича, проживавшего в Сибири, в Томской и Енисейской губерниях в 1837–1864 годах до последнего своего дня, продолжает будоражить умы.
История Томска теперь уже немыслима без этой личности.
Судьба старца Фёдора Кузьмича уже более полутора веков остаётся загадочной. Известно, что в 1836 г. его, как человека, скрывающего своё происхождение, задержали в г. Красноуфимске. В 1837 году партия, в которой по этапу шел старец Фёдор Козьмич (как называл себя сам старец) прибыла в село Зерцалы Ачинского уезда. Впоследствии он был сослан на «причисление» в Боготольскую волость Мариинского уезда Томской губернии. За свою аскетическую жизнь, беседы на религиозные темы, за добрые советы в горе и болезни, он пользовался расположением простых людей, охотно предоставлявших ему кров и пропитание. Поскольку внешний облик, речь, пристрастие к чтению и письму на иностранных языках выдавали в старце человека из высших кругов, получившего прекрасное образование, очень скоро пошли слухи, что бродяга-то вовсе не тот, за кого себя выдаёт.
Молва стала отождествлять Фёдора Кузьмича с императором Александром I, таинственно ушедшим от власти и мирской жизни. Сходство с покойным государем, благородные манеры, образованность, внезапные приезды к старцу каких-то господ возбуждали всеобщее любопытство и разного рода толки.
Речь седого таинственного старика зажигала сердца крестьян. Они приписывали ему дар прозорливости, считали блаженным, а некоторые чтили его как святого.
В 1858 г. томский купец Семён Феофанович Хромов приехал в уговаривать Фёдора Кузьмича переселиться в Томск. С Фёдором Кузьмичом Хромов познакомился еще в 1852 г., а 1858 г. великий старец «благоволил приехать» жить к Семёну Феофановичу в усадьбу и поселился во флигеле. Со временем для «Феодора Козмича» были срублены две кельи: городская — в саду усадьбы Хромова и летняя, на заимке купца, которая располагалась на берегу реки Ушайки (ныне — район пос. Восточный).
В этих двух кельях старец жил попеременно, в полном одиночестве. По воспоминаниям, он много молился, строго соблюдал посты, спал на голом деревянном ложе, подкладывая под голову полено.
Он никогда не отказывал в беседах тем, кто хотел поделиться с ним своими сомнениями и бедами. Каждый находил в этих разговорах душевное утешение.
Скончался старец в своей городской обители 20 января 1864 года в возрасте 80-87 лет, что соответствовало бы возрасту императора Александра I. 23 января он был «торжественно погребен» в ограде Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря. Умершего старца похоронили при огромном стечении народа, его келья и могила сразу стали местом поклонения многочисленных почитателей. На могиле был поставлен крест с надписью: «Здесь погребено тело Великого благословенного старца Фёдора Кузьмича, скончавшегося 20 января 1864 года».
«Городская обитель» — это сегодня почти разрушившийся дом на углу улицы Крылова и проспекта Фрунзе. А когда-то он был таким...
В дореволюционном Томске келья старца и усадьба Хромова почитались святынями города и тщательно охранялись. Святым было и то место, где находилась келья старца и где, по благословению святого Иоанна Кронштадского должна была быть построена (по уже готовому проекту на выделенные средства) каменая церковь.
Но до разрушения кельи ее все-же пытались брать под охрану.
«28 июля с.г. Губмузеем по предложению г. Адм. Упр. Был принят предварительно под свою охрану, так называемый, «домик Фёдора Кузьмича» , помещающийся в усадьбе № 28, по Монастырской улице. Копия акта о приемке при сем прилагается...»
«Дверь домика в присутствии милиции тот час же была заперта на замок, а на другой день на дверях домика было вывешено объявление, что домик находится под охраной Губмузея…
Когда мы, пр. представитль Губместхоза и я, заведующий краевым музеем, Шатилов, прибыли на место, то по вскрытии дверей сторожем рабфака было обнаружено, что в домике имущества, перечисленного в вышеупромянутом акте нет. Кем-то произведен полный разгром, сорван замок и имущество расхищено...»
И все же почему образ Александра I так долго тревожит и волнует его современников и потомков?
Вероятно, ответ вновь следует искать в сознании русских людей. На процессе по делу В.Г. Короленко его адвокат О.О. Грузенберг высказался следующим образом:
«Великая, чисто русская легенда... Народ хотел верить и горячо верил, что в едином образе сочетался могущественнейший из царей и бесправнейший из его бесправных подданных... В Фёдоре Кузьмиче воплотилась идея искупления государем того великого греха, который не должен быть никому прощен, греха убийства или причастности к нему (имеется в виду убийство отца Александра, императора Павла I). И эта легенда смирения, искупления так близка, так родственна совестливой русской душе.»
Слова эти многое проясняют в том ореоле мученика, которым был окружен в памяти народа Александр I. Христианская идея искупления греха, утвердившаяся в мироощущении русских, была соотнесена с известными обстоятельствами жизни и смерти императора и породила легенду.
«Постановление Томской Городской Думы 9-го сентября с.г. и журналом Городской Управы 11 сентября Член Управы А.А. Серебренников и служащий при Управе А.А. Кривцов командированы для изследования водораздела между реками Обью и Томью для определения, на сколько он пригоден для линии железной дороги…»
«До 1891 года население гор. Томска и всей Западной Сибири было глубоко убеждено в том, что магистраль Великаго Сибирскаго Пути не минует Томска. Но в 891 году до города достигли слухи, что Томск будет обойден магистралью. В виду этого , городское Управление, при проезде чрез Томск Его Императорского Высочества, Наследника Цесаревича, обратилось к Нему, как Председателю Комитета по постройке Сибирской железной дороги, с адресом, в котором изложено было ходатайство о проведении Сибирской магистрали чрез город Томск».
Представители Городского Управления представили председателю по постройке Сибирской железной дороги «мотивированную записку».
«Копия этой записки была представлена городом в Министерство Путей Сообщения, но поступила туда, к сожалению, уже после рассмотрения в Комитете Министров вопроса о выборе направления Сибирской железной дороги...»
Еще одной настоящей метаморфозой или чудом оказался случайно попавший в архив документ. А именно — Памятка вкладчика сберкассы, которая так и называется — «Памятка бережливости».
Как появился данный документ в архиве пока неизвестно. Но документ этот интересен как сам по себе, так и идеей подачи. Уж очень креативный получился рекламный ход! Найдена была такая форма, которая сразу привлекала внимание, заставляла открыть документ, и, наконец, происходило чудо!
Автор, или как сказали бы сейчас, разработчик идеи, думается, достиг невероятного результата, предлагая такое конструктивное использование личного времени (и финансов).
Более подробно с материалами и документами вы можете ознакомиться в научном архиве музея.
Подготовила заведующая научным архивом музея
24 мая 2019 года