17 сентября прошла очередная годовщина образовательного института, ныне забытого, но в свое время оказавшего значительное влияние на становление советской системы просвещения – сегодня рабочим факультетам (рабфакам) могло бы исполниться 103 года.
Своим возникновением эти факультеты целиком и полностью обязаны советской власти. После Октябрьской революции большевики приступили к коренным преобразованиям общества, конечным итогом которых должно было явиться создание человека нового типа, который в полной мере смог бы воспользоваться всеми благами коммунистической системы. Однако в эти планы свои коррективы внесла как Гражданская война, так и повальная неграмотность населения, которое было не способно в должной мере осознать идею и масштаб большевистского замысла.
Когда улеглась пыль Гражданской войны, страна постепенно начала вставать на рельсы мирного строительства, на смену военному коммунизму пришла новая экономическая политика, кошмары революционного и военного времени уходили в прошлое. На этом фоне правительство было крайне заинтересовано в восстановлении промышленности во имя последующего оздоровления экономики, однако здесь крылась серьезная проблема – население по-прежнему оставалось неграмотным.
Для промышленности эта проблема стояла болезненно остро – большевики сделали ставку на союз с рабочими кадрами в ущерб инженерам и технической интеллигенции, и в результате имевшиеся производственные отношения были нарушены. Осознав свой промах, правительство стало активно привлекать на службу дореволюционных специалистов, однако это было временной мерой – острой необходимостью встала проблема подготовки собственных, пробольшевистских кадров. Для этого был нужен соответствующий образовательный институт, способный в сжатое время обучить большое количество вчерашних рядовых тружеников. Классическое университетское образование было слишком сложным для усвоения, традиционные средства ликвидации неграмотности (избы-читальни, клубы, и т.д.) тоже для такой цели не подходили – нужен был промежуточный вариант, сочетавший в себе доступность и массовость. И здесь на сцене появился первый рабочий факультет в Москве, созданный 11 сентября 1919 г. в форме курсов для подготовки рабочих и крестьян к поступлению в высшие учебные заведения.
Окончательно система рабфаков была оформлена через год, 17 сентября 1920 г., когда вышел декрет Совета Народных Комиссаров «О рабочих факультетах».
В нем четко регламентировался процесс поступления и обучения, организационные вопросы, методические аспекты и т.д. С этого момента началось массовое создание рабфаков при существовавших университетах. Создан подобный факультет был и в Томске, свои двери для слушателей он открыл еще до выхода декрета – 1 июня 1920 г.
В отделе документальных источников Томского областного краеведческого музея хранится фонд семьи Болдыревых (Ф. №17), которая занималась сбором материалов и свидетельств о первых днях работы томского рабфака. Глава семейства – Вячеслав Олимпович Болдырев – провел огромную работу по поиску и систематизации источников по его истории, деятельности, преподавателях и выпускниках. Впоследствии его труды были продолжены его женой – Марией Войцеховной Болдыревой-Лянге, и их сыном, Маем Вячеславовичем Болдыревым. Вместе ими были собраны обширные материалы самого разного характера – здесь и воспоминания студентов рабфака, мемуары его преподавателей, методические инструкции по работе на факультете, а также переписка с современниками тех событий. Благодаря подобному массиву исторических источников, можно погрузиться в контекст тех лет, и проследить, как проходило обучение на томском рабфаке.
Изначально он размещался в здании Томского университета, однако впоследствии переехал в здание напротив, где сейчас размещается поликлиника.
Программа обучения изначально занимала два года, однако уже в 1922 г. срок дневного обучения составил три года, а вечернего – четыре. Стоит отметить, что именно вечернее обучение пользовалось особой популярностью – студенты днем были заняты на работах, и только вечера могли посвятить обучению. Однако у стандартной дневной формы также были свои плюсы – срок обучения на ней засчитывался в трудовой стаж, а студенты получали стипендии. Постепенно повышался и отбор для поступления – если изначально достаточно было сносно уметь читать-писать, то с течением времени эти требования ужесточались.
Согласно материалам, хранящимся в фонде №17 архива музея, можно утверждать, что студенты – бывшие крестьяне и рабочие – сразу же включились в образовательный процесс, с энтузиазмом и рвением осваивая новые знания. В преподавательской среде этот порыв был встречен с пониманием и поддержкой.
Обучение на рабфаке велось в духе времени, упор делался на технические дисциплины – главным предметом была математика, объединявшая в себе азы алгебры и геометрии. Кроме того, преподавался родной язык, естествознание и обществознание. Самыми распространенными форматами преподавания были лекции и беседы – преподаватель в вопросно-ответной форме вел разговор с классом, побуждая его активнее «грызть гранит наук». Благодаря этому на рабфаке установился демократический дух обучения – студенты охотно оставляли обратную связь о занятиях и курсах в целом, а преподаватели старались адаптировать их под имеющиеся запросы.
В годы окончания трагической истории гражданской войны и судорожного восстановления народного хозяйства страны из послевоенной разрухи преподаватели рабфаков, как правило, почти не отличались от своих студентов по бытовой скромности и общему демократизму. В архиве среди материалов фонда Болдыревых имеется словесный портрет В. И. Шумимлова – типичного преподавателя на Томском рабфаке 1920-х гг., записанный в воспоминаниях его дочери, Л. В. Шумиловой.
Все 1920-е и в первую половину 1930-х гг. количество рабфаков по всей стране быстро росло, вместе с ним увеличивалось и число студентов. В 1930-ом г. рабфаки были интегрированы в существовавшие университеты, став их полноправными факультетами. Сами преподаваемые дисциплины также постепенно усложнялись и углублялись, постепенно выходя на университетский уровень образования. С учетом успехов на ниве ликвидации неграмотности, востребованность в них стала падать – население уже было достаточно подготовленным, чтобы сразу после школы приступать к получению высшего образования. Со второй половины 1930-х гг. можно отметить тенденцию по снижению численности рабфаков – где-то их упраздняли, где-то объединяли, и т.д. Не избежал этого и томский рабфак – 15 июня 1938 г. он был закрыт. Последний же рабфак в стране просуществовал до октября 1941 г.
Закончить этот очерк хотелось бы словами выпускника томского рабочего факультета К.И. Ровды, спустя многие годы с теплотой вспоминавшего молодость, проведенную в стенах рабфака.
Больше информации и материалов можно найти в научном архиве Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова.
Статью подготовили:
Заведующий отделом документальных источников Вячистый Д.Д.
Научный сотрудник отдела документальных источников Путилин М.С.