…Сегодня общение с покупателями в магазинах или клиентами в различных сервисных центрах, посетителями различных досуговых учреждений включает в себя получение информации о степени удовлетворённости посетителя.. А если говорить о музеях, и, в частности, о нашем музее – то есть бесценные Книги отзывов, красноречивые свидетельства которых (в виде документальных материалов Книг отзывов или Книг «пожеланий, впечатлений, рекомендаций») помогают учреждению становиться лучше и полезнее…
Из Книг отзывов мы сегодня можем почерпнуть самую разную информацию о выставках, о впечатлениях посетителей об этих выставках и вообще о посещении музея, о том, какими были посетители в 20-х годах, в 50-х, в 90-х… А посетители были разными. Неравнодушными! Желали сотрудникам музея «устранить недостатки» и «развития в высшей степени».
08.03.1925 г.
«Осматривая вещи музея я остался доволен и желаю музею развития до высшей степени…»
15.03.1953г.
«Отмечая хорошее впечатление, которое оставляет Краеведческий музей, отмечаем некоторые недостатки:
1. Не у всех экспонатов имеются поясняющие надписи.
2. Не полностью отражены растительный и животный мир области, например, нет чучела лося, глухарь имеет жалкий вид… тоже относится к зайцу и лисе.
3. В шкаф из красного дерева работы китайских мастеров безжалостно забит большой гвоздь....Хотелось бы, чтобы к следующему посещению эти недостатки были устранены.
Работники ТПИ»
(10.03.1928 г.)
«В книге пожеланий высказано очень много хороших и дельных пожеланий. Многие даже повторно. Вношу предложение рационализировать постановку ведения этой книги.
1. Завести более приличную книгу.
2. Каждую страницу в книге разделить так, чтобы рядом с пожеланиями или вопросами посетителей можно было посмотреть ответ администрации музея.
3. Обязать администрацию музея дать эти ответы и разъяснения.Такая постановка дела привлечет больше посетителей и не будет опасности, что наши благие пожелания могут [оказаться непринятыми].
Лесовод Павлов
25.03.1925 г.
Присоединяюсь к мнению лесовода.
Маслов.»
Как и сегодня, тогда, в 20-х, велась активно работа с отзывами посетителей. И мы это тоже можем видеть на страницах Книг отзывов. Порой этот заочный диалог вызывает улыбку. Но так было!
17.10.1954 г.
«я уже в 3-й раз была в этом музее и все 3 раза я была возмущена им.
Н. Кандюрина»
Ответ сотрудника музея:
«зачем же приходила во 2-й и 3-й раз?»
Порой от музея требовалось исполнить совсем несвойственные ему функции:
26.02.1956 г.
«Мы с подружкой посетили музей и нам очень понравились вышивки и детская кроватка, но что-то очень удивительно, что в музее стоит кровать детская и написано «Производство г. Томска». А на самом деле таких кроватей в магазине нигде не увидишь, а только в музее.
Ответьте же на вопрос — почему?»
Ответ сотрудника музея:
«Неправда. Как раз в эти дни — 28.02–5.03.1956 г. такие кроватки продаются в детском универмаге по пр. Ленина, 2. Ст. смотр. музея...»
Такими были взаимоотношения сотрудников музея и посетителей. Но то, что был интерес и благодарность за работу и просвещение, это тоже подтверждают документы.
...Что написано пером — не вырубишь топором..
И результаты не заставляли себя ждать.
Более подробно с материалами и документами вы можете ознакомиться в научном архиве музея
Подготовила заведующая научным архивом музея
Тимофеева Ольга Юрьевна
20 февраля 2020 года