Протоколы Педагогического Совета Томского Алексеевского реального училища за 1883-1886 годы об охране здоровья реалистов.
В августе 1877 года в Томске было открыто первое в Западной Сибири реальное училище ведомства Министерства Народного Просвещения, названное Алексеевским в честь великого князя Алексея Александровича, путешествовавшего через Томск в 1873 году. Изначально это было среднее учебное заведение, призванное готовить профессиональных работников. Целью учреждения реальных училищ в Российской империи была подготовка молодых людей к практической деятельности на поприще торговли и промышленности (Город Томск, 1912: 18). Именно поэтому на начальном этапе существования учебных заведений упор делался на изучении технических дисциплин, но впоследствии увеличилось количество общеобразовательных, в том числе, естественных и гуманитарных. Таким образом, семиклассные реальные училища «превратились в подготовительные школы к получению высшего технического образования» (Сергиенко, 1994:119). Седьмой класс был Дополнительным в составе двух отделений, механико-технического и химико-технического (Протоколы…, 1883-1886: 31). Ученики Дополнительного класса, успешно сдавшие итоговые экзамены, получали Свидетельства с правом поступления в высшие специальные учебные заведения, подвергаясь только проверочному испытанию (Протоколы…, 1883-1886: 114).
Высшим органом, решающим важнейшие вопросы организации образовательной и воспитательной деятельности учебного заведения был Педагогический совет.
Протоколы Педагогического Совета Томского Алексеевского реального училища – это документальный письменный источник об учебной, воспитательной, административной работе учебного заведения в период с 5 января 1883 года по 22 декабря 1886 года.
Рукописная книга, содержащая Протоколы 76 заседаний, представлена в Фонде 1 Описи 4 Деле № 41 научного архива Томского областного краеведческого музея.
Все вопросы, рассматриваемые Педсоветом, имели своей целью организовать учебный процесс с максимальной пользой для учащихся-реалистов и будущих выпускников учебного заведения. Преподаватели были заинтересованы в том, чтобы как можно большее их число завершило курс реального училища и получило одобрительные аттестаты и свидетельства. Из решений следует, что, используя все имеющиеся возможности, реалистам стремились создать максимально благоприятные условия для учёбы, воспитать образованных, благопристойных, подготовленных к продолжению образования или самостоятельной трудовой деятельности молодых людей. Для реализации этих целей и задач немаловажное значение имела деятельность педагогов, направленная на охрану безопасности учащихся и их здоровья, физического и духовно-нравственного.
На обсуждение совета преподавателей выносились вопросы планирования учебного процесса, приёма и выпуска из учебного заведения, перевода в следующий класс с учётом успеваемости, оценок по прилежанию и поведению. Принимались решения по организации учебных и практических занятий, внеаудиторной работы, тематике и содержанию контрольных проверочных работ по математике и словесности, подготовке и проведению праздников и концертов в здании училища, распределению учебной нагрузки преподавателей. Большое внимание уделялось вопросам воспитательной работы с учениками, рассматривались их кандидатуры для поощрения, принимались решения о мерах наказания нарушителей дисциплины и порядка. Педсоветом обсуждались документы, исходящие от вышестоящего начальства, предписания для реальных училищ Министерства Народного просвещения, Главного инспектора училищ Западной Сибири, Попечителя Западно-Сибирского учебного округа.
Анализ содержания источника позволяет проследить развитие одного из этапов в истории не только данного учебного заведения, но и всей системы отечественного образования, а также получить представление о городской жизни Томска в 80-е годы XIX века.
Е. В. Гоппе – научный сотрудник
культурно-образовательного отдела ОГАУК «ТОКМ им. М.Б. Шатилова».
(из материалов конференции «Шатиловские чтения-2014»)
май 2015 г.