Как никакое другое искусство, музыка способна проникать в душу, сердце и разум человека, наполнять его впечатлениями невероятной эмоциональной мощи.
1 октября во всём мире отмечается Международный день музыки. Событие было утверждено на 15-й Генеральной ассамблее Международного музыкального совета при ЮНЕСКО в 1973 году. Впервые праздник отметили 1 октября 1975 года.
В России Международный день музыки начали отмечать с 1996 года, когда исполнилось 90 лет со дня рождения знаменитого советского композитора Дмитрия Шостаковича. В 1973 году он обратился к Организации Объединенных Наций с открытым письмом, в котором просил учредить праздник музыки и тем самым признать её роль в деле сплочения народов и обмена культурным опытом. Таким образом Шостакович стал одним из инициаторов учреждения Дня музыки.
…История музыкальной жизни Томска уходит корнями вглубь времени. Достижения в области музыкальной культуры, которыми мы гордимся, имеют большую историю.
Томская и вообще вся сибирская публика никогда не была оторвана от музыкальной жизни России. В Томске интенсивно развивалось музыкальное образование, шла разнообразная концертная жизнь, были свои знаменитости, виртуозы. Томск овациями встречал и провожал великих певцов, музыкантов.
А в конце XIX века было учреждено Томское отделение императорского русского музыкального общества.
Были открыты музыкальные классы, преобразованные в 1912 году в музыкальное училище. Вот что писал Николай Константинович Александриди (виолончелист, преподаватель музыкального училища) в своих воспоминаниях о необходимости консерватории в Томске:
«…За Томском укрепилось «звание» города науки и культуры. Эти изменения в культурной жизни Томска и были одним из основных стимулов открытия в 1893 году Томской музыкальной школы, которая, в свою очередь, явилась центром, объединившим томскую интеллигенцию в области музыки. Концерты Русского музыкального общества, носившего до тех пор характер более или менее дилетантских, с появлением квалифицированных музыкантов в лице педагогов школы, становятся более регулярными и профессиональными. …В Томске к тому времени было уже музыкальное училище со всеми классами и весьма солидной программой…
…К моменту Великой Октябрьской революции Томское музыкальное училище уже имело почти 25-летний стаж и располагало настолько значительными творческими кадрами, что могло своими силами ставить не только камерные и симфонические концерты, но и оперы.»
Надо отметить, что к 1912 году в Томске было три музыкальных учебных заведения: школа Ф.Н. Тютрюмовой, школа М.Л. Шиловской и музыкальное училище (то есть, два частных и одно государственное).
Музыкальная жизнь города до 1917 года шла в двух направлениях. Музыка для широких слоев населения осуществлялись через оркестры (симфонический и духовые: военные и добровольного пожарного общества).
Оперные постановки музыкального училища, ученические и преподавательские концерты.
Помимо этого, среди профессорско-преподавательского состава вузов было довольно много более или менее владеющих каким-либо инструментом. Любя музыку, они часто устраивали у себя музыкальные собрания, где разыгрывались сольные и ансамблевые произведения.
Общественная жизнь бурлила, активность всех была на небывалой высоте, свобода в действиях давала о себе знать, и вот на этой почве, в конце марта 1917 года в музыкальном училище состоялось общее собрание певцов томских хоров, на котором обсудили вопрос о создании профсоюза (позже был создан союз оркестрантов, в правление которого вошли музыканты Яков Соломонович Медлин, Моисей Исаевич Маломет).
А в апреле члены Сибирского хорового общества в целях расширения организации преобразовали её в Сибирское музыкальное певческое общество.
Позже, в мае, томские музыканты собрались и обсудили в Томске создание Народной консерватории.
Из воспоминаний Александриди Н.К.:
«...Если Томск 80-х годов был таким же купеческим городом, как Омск или Иркутск, то открытие в нём университета в 1888 году в значительной мере изменило физиономию города, а в 1901 году технологический институт ещё более поспособствовал этому. Наличие этих высших учебных заведений было причиной появления в Томске большого количества интеллигенции».
Для реализации данной миссии хватило свободы действий в новых условиях, но не хватало другого необходимого — денег.
Денег, которых не могла выделить новая власть ни города, ни губернии.
Решили зарабатывать самостоятельно на концертах и скапливать средства. По имеющимся свидетельствам играли и пели на всех городских площадях, в саду «Буфф» и Горсаду. Исполнялись русские песни, оркестровые мелодии, собирали деньги в фонд будущей консерватории.
И вот, наконец, 3 сентября 1917 года состоялось торжественное открытие Народной консерватории в Томске — высшего учебного заведения.
В архиве сохранилась программа одной из первых опер, прошедших в Томске через небольшое время после открытия высшего заведения.
…Начало столетия было по-настоящему урожайным на гастроли музыкантов в нашем городе. В первую очередь, это были певцы. Среди них — выдающиеся представители русского вокального искусства, солисты Московской и Петербургской опер. Жители города знакомились со многими оперными и опереточными спектаклями, ставившимися проезжими труппами. Рецензии в томских газетах и журналах на все эти выступления свидетельствовали о том, что в Томске были квалифицированные кадры музыкантов и педагогов, способные сформировать музыкальные вкусы томской публики.
Заложенные в конце XIX – начале XX вв. принципы формирования музыкальной культуры города Томска стали залогом бурной и интенсивной культурной жизни сегодняшнего Томска.
Более подробно с материалами и документами вы можете ознакомиться в научном архиве музея
Подготовила заведующая научным архивом музея
Тимофеева Ольга Юрьевна
2 октября 2019 года