Архив / История в документах

«Королевский Королёвский театр!»

19 / 129

«Хороший театр это не то, что ожидается, а то, что неожиданно»

(Мэй Уэст)

 

19 сентября 1885 года состоялось открытие театра Е.И. Королёва на Московском тракте.

 

 

Произнося свои вдохновляющие слова о театре, известные личности считали это искусство одним из лучших. Остаётся только надеяться, что эти фразы по-прежнему будут что-то значить для простых людей. Ведь от заинтересованности рядового зрителя и зависит будущее театра.

История театральной жизни города Томска представляет уже довольно внушительную историю. Первые спектакли и театральные представления в Томске силами приезжих артистов устраивались уже в первой половине XIX века.

В 1848 году в Томск заехала труппа актёров с режиссёром Марковичем, которая дала несколько спектаклей в манеже местного гарнизона. Первый небольшой деревянный театр был построен в 1850 году на территории нынешнего медицинского университета.

Здание первого театра из-за ветхости было снесено в 1882 году. Спектакли проходили в различных других местах: театре «Буфф», театре Миниатюр…

 

 

 Программы театров Томска

 

Евграф Иванович Королёв, приступая к строительству театра весной 1884 года, обещал сделать всю работу в двухлетний срок. Но уже к осени 1885 года на Московском тракте, позади современного нам здания ТУСУРа вырос красивый кирпичный трёхэтажный дом, сразу же прозванный в народе «Королёвским королевским театром».

Это было настоящее театральное здание, архитектура и предназначение которого строго соответствовали друг другу. Зал имел три яруса: ложи, партер, сталь (так назывались места за креслами), амфитеатр, галерею. Акустика была великолепна, а всё вместе взятое предполагало максимум удобств для актёров и для зрителей. В альбоме «Великий путь», посвящённом строительству Транссибирской железнодорожной магистрали, об этом здании говорилось так:

«Внутреннее расположение театра можно назвать вполне удовлетворительным... Коридоры и фойе, уборные и раздевальни устроены настолько поместительно, что даже и при большом стечении публики удаляются давка и теснота, столь часто происходящие во многих провинциальных театрах».

 

Газета «Сибирский вестник» постоянно рассказывала горожанам о ходе строительства. В мае корреспондент подробно рассказывал:

«Теперь в театре идёт внутренняя отделка. Ставятся лестницы, ложи, скамейки для дешёвых мест, настилается пол, готовятся рамы и проч. В пожарном отношении также приняты все меры: шесть лестниц будут каменными, пол в коридорах верхних ярусов уложен плиткой, выходных дверей со всех сторон и со сцены совершенно достаточно. Вообще видно, что строитель не жалеет средств и хочет построит театр на славу…»

Театр был рассчитан на тысячу человек, очень красив, соразмерен, удобен.

 

Томский театр Е.И. Королёва открылся 19 сентября 1885 года пьесой живого классика Александра Островского «Без вины виноватые». «При поднятии занавеса раздались вызовы Королёва и громкие, очень дружные аплодисменты. Он раскланялся из своей ложи. Удостоился овации и строитель театра Пётр Наранович. На первом же представлении возникла мысль устроить в Общественном собрании обед в честь Королёва. Взносы в пять рублей от желающих участвовать принимались в книжном магазине Михайлова и Макушина».

  

Программы театра Королёва Е.И.

 

Но начало ХХ века оказалось совсем неспокойным, что самым прямым образом отразилось на трагичной судьбе театра Королёва. В помещении театра собиралось, помимо театральной публики на спектакли, огромное количество людей.

Хотя революция рождалась не на театральной сцене, но «20 октября 1905 года Томским комитетом РСДРП в час был назначен митинг в здании городского театра. Митинг был сорван… К вечеру озверевшие дружинники «Союза русского народа» подожгли здание Королевского театра и прилегающего к нему управления Сибирской железной дороги. В огне пожара погибли десятки людей…». (Есть некоторые основания считать, что расправа была учинена с прямого благословения архиепископа Макария…)

Из-за близости сгоревшего театра к Троицкому собору на Новособорной площади его решили не реставрировать; «дом публичного разврата» так и не был реабилитирован церковными властями. Поэтому со следующего сезона, 1906–1907 годов, театральное дело в Томске резко пошло на спад...

 

 

 

Подготовила заведующая научным архивом музея

Тимофеева Ольга Юрьевна

 

10 сентября 2020 года