Асиновский краеведческий музей / Публикации

Вагончик тронется, перрон останется… Пока стучат по рельсам поезда…

1 / 11

В небольшом выставочном зале Асиновского краеведческого музея 1 ноября собрались люди, чья биография неразрывно связана с железной дорогой Асино-Белый Яр. Их было немного, но все они встретились как родные. Да и как могло быть иначе, если многолетняя трудовая деятельность каждого из них прошла в дружном коллективе асиновской железнодорожной станции.

Сразу атмосфера встречи была настроена на теплый, душевный лад. Открылось мероприятие песнями в исполнении Полины Савенковой «Через годы, через расстоянья…» и «Надежда». Участники ей дружно подпевали. Эти песни были выбраны неслучайно, ведь известному телепроекту «Песня года», где и звучали эти композиции, тоже исполнилось пятьдесят лет. После такого лирического вступления заведующая музеем Елена Сергеевна Котова вместе с председателем районного совета ветеранов Светланой Павловной Мазаник, которая тоже работала на железнодорожной станции, рассказала об истории строительства пути.

О том, что на нашей земле должна быть проложена железная дорога, было еще задумано в 1912 году. Помешали политические события – Первая мировая война, революция. От Томска стройка началась с 1925 года. По плану дорога должна была проходить через Ново-Кусково, но из-за сильно заболоченной местности железнодорожную ветку проложили через Асино. До начала Великой Отечественной войны уже построили часть пути до Асина. Потом вновь стройка была заморожена. И только в 1965 году решением ЦК ВЛКСМ строительство дороги было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Среди строек области она была одной из важнейших, сюда ехали комсомольцы со всего Союза, многие из которых так и остались здесь жить.

Как же строится железная дорога, с чего все начинается? Первыми идут геодезисты, за ними – лесорубы. Работа у них тяжелая – рубить просеку для будущей трассы. Когда готова просека и выкорчеваны пни, кладут гати (настил из бревен, укладываемый на слабых грунтах для обеспечения устойчивости железнодорожного полотна), делают автодорогу. Потом вступают в дело автоколонны, везут щебень, грунт, песок – растет насыпь трассы. Ее равняют, наращивают, укрепляют тяжелыми глыбами гранита, специально привезенными издалека. И только тогда начинается укладка. Дрезина подтаскивает к месту укладки готовые звенья пути, рабочие путейской бригады ломами подгоняют рельс к рельсу, стягивают болтами стыки. Кроме укладки стального пути комсомольские бригады строили мосты и автодороги, и, конечно, жилье. Всего строители построили семь поселков. Более двух тысяч строителей из подразделений треста «Томсктрансстрой» прокладывали почти двухсоткилометровую магистраль. Им пришлось форсировать свыше ста больших и малых рек, отсыпать более 5 миллионов ку­бометров земляного полотна, в тайге возвес­ти «под ключ» поселки-станции.

1970 г. Первомайская демонстрация ж.д.

Железная дорога преобразила безлюдную тайгу. В восьмидесятые годы здесь заготавливали до 2,8 миллиона кубометров древесины в год, которая поступала на переработку в Асино, Новосибирск, на Томский шпалопропиточный завод. В крупные железнодорожные узлы превратились в те годы Асино и Белый Яр.

В конце 1971 года магистраль Асино – Белый Яр протяженностью 182 км была сдана под рабочее движение, а в 1975 году трасса была принята в эксплуатацию и началось регулярное движение пассажирских поездов сообщением Белый Яр – Томск. Поезда №№635/636 «Томск-Белый Яр», курсирующие ежедневно составностью четыре-пять вагонов в будние дни, семь-десять вагонов в выходные (предпраздничные, праздничные) дни, из-за отсутствия автодороги являются и до сих пор безальтернативным видом транспорта для населения Верхнекетского района, обеспечивающим транспортную доступность с областным центром.

Железнодорожная линия должна была связать четыре района: Асиновский, Первомайский, Молчановский и Верхнекетский. Основное назначение линии – транспортировка древесины из леспромхозов Первомайского и Верхнекетского районов, а в будущем обеспечение сырьем Асиновского лесопромышленного комплекса. Магистраль проходила по малообжитым таежным районам области, труднопроходимым болотам. Станция Белый Яр – это самый северный, конечный пункт железнодорожной ветки Тайга – Томск – Асино – Белый Яр. Железнодорожный путь от Асина до Белого Яра связал богатые по запасам ценной древесины районы с индустриальными центрами Сибири.

Светлана Павловна Мазаник рассказала, как пришла на работу на железнодорожную станцию Асино. Прошла путь от дежурной стрелочного поста до дежурной по станции. С 1996 по 2002 год была ревизором отдела перевозок.

– Тогда на железной дороге трудилось много народу. Более 120 человек работали в службе движения, 156 человек – в депо, более ста человек были путейцами. Каждый выполнял свои обязанности добросовестно, – вспоминает она. – Мы на работу шли, как на праздник. Коллектив был нашей второй семьей. Среди работников было много женщин. Не секрет, что труд железнодорожника очень тяжел физически, но наши девчонки всегда были и при прическах, и накрашены. Они даже на работе на железнодорожном полотне оставались женщинами.

Далее делиться воспоминаниями продолжил Владимир Петрович Булах. Он после окончания Томского железнодорожного техникума вместе с супругой Галиной Кузьминичной приехал в 1971 году в Асино. Стал работать монтером пути, а уже в 1972 году его назначили бригадиром. Жена работала техником. С 1974 года Владимир Петрович трудился старшим дорожным мастером. Его трудовой стаж – 47 лет.

– К тому времени дорога до Белого Яра уже была построена. Нам необходимо было ее приводить в надлежащий порядок и следить за состоянием железнодорожного полотна, – рассказал он. – Конечно, из-за того, что местность у нас болотистая, постоянно грунт играл. Приходилось по нескольку раз снимать рельсы, шпалы. Заново их укладывать, подсыпать. Выправка пути требовалась, чтобы обеспечить поездам безаварийное движение.

Все делалось вручную. В арсенале у путейцев были клещи, домкрат и мерная кружка. Клещами таскали шпалы, поднимали домкратом рельсы, а с помощью суфляжа – специального способа исправления местных просадок, перекосов и толчков путем подсыпки под просевшую шпалу тонкого слоя свежего балласта, и мерной кружки выравнивали дорогу. На первых порах доводилось делать и полную подъемку пути со студенческими отрядами. Работа не из легких, и что удивительно, в асиновской бригаде, которая этим занималась, были в основном женщины во главе с бригадиром Владимиром Егоровым. Одна из таких тружениц присутствовала на встрече. Лидия Ивановна Цепаева начинала свой трудовой путь в 1972 году. На стройке с 1961 года работали ее родители Александра Кондратьевна и Иван Конофеевич Долгачёвы. Вот и она в 21 год пришла на железную дорогу, там встретила и своего мужа. Тридцать четыре года трудовой деятельности связано у нее с железной дорогой.

– Довелось мне работать под началом Владимира Петровича Булаха, Николая Мироновича Кулеша. Когда шла стройка, то приходилось таскать шпалы. Они были из лиственницы. Одна шпала примерно весом до 120 килограммов!

После того, как дорога была введена в эксплуатацию, Лидия Ивановна продолжила работать на путях, а перед пенсией была дежурной переезда. На заслуженный отдых вышла в 2007 году.

Анатолий Александрович Икононов, которому сейчас уже 86 лет, захватил еще самое начало строительства. В 1965 году он устроился помощником машиниста тепловоза. Именно на его глазах прокладывали через непроходимую тайгу железную дорогу до Белого Яра. Спустя два года Анатолий Александрович стал машинистом. Перевез в Асино из Мариинска семью, получил квартиру. До 1985 года он трудился машинистом, а затем в депо мастером по ремонту тепловозов.

– В 1966 помню наводнение. Приходилось спасать пути круглосуточно. Старались сохранить железную дорогу, которая еще не была достроена. Насыпи отсыпали, но вода доходила до дороги. Это был большой урон для стройки. От зари до зари на работе пропадали. Но мы отстояли и смогли продолжить стройку.

За свой труд Анатолий Александрович награжден орденом трудовой славы третьей степени, имеет медаль «За доблестный труд».

Помогали строить дорогу и другие организации. На встрече Юрий Борисович Домнич рассказал, как СУ-24 приходилось выделять технику для железнодорожников, приходить на выручку. Он, тогда еще будучи совсем молодым парнишкой, только отслуживший в армии, несколько месяцев работал на отсыпке железнодорожных станций. В общем, строили дорогу всем миром.

– Дороги до станций были через тайгу. Ехать туда трудно. Одной рукой баранку крутишь, другой слезы вытираешь, – рассказал он. – Помню, как по бездорожью шли ЗИЛы со щебнем, как порой утопали в непролазной грязи, а на обочинах постоянно дежурили тракторы, которые вытаскивали застрявшие машины.

Вспомнили участники встречи и поселок Мостопоезд-804, которого уже давно нет. К нему шла отдельная железнодорожная ветка. Там жили семьи строителей, которые строили железнодорожный мост через Чулым. Имелись свой магазин, клуб, столовая. Сейчас от поселка остались лишь развалины.

А вот Анатолий Александрович Бардин, проживающий районе ГРМ (городские ремонтные мастерские), был еще школьником, когда велось строительство. Он помнит машинистов, работников цеха временной эксплуатации. Мальчишкой бегал в мастерские. Уже после армии выучился на машиниста В 1981 году устроился на железную дорогу в Асино, где проработал до 2015 года. С теплотой вспоминает своих начальников в депо Владимира Дмитриевича Дырявых, Тамару Александровну Сергееву, Дмитрия Павловича Белявского и других.

– В нашем микрорайоне жило много семей железнодорожников. Он был построен специально для работников. Меня окружали люди, неразрывно связанные с железной дорогой. Здесь строились дома, создавались семьи. Поэтому для меня это все было родным с детства.

В заключение мероприятия душевную нотку внесла Вера Молчанова, которая исполнила несколько песен, популярных на эстраде пятьдесят лет назад.

После трогательных воспоминаний, участники встречи познакомились с выставочной экспозицией, посвященной юбилею со дня открытия железной дороги Асино-Белый Яр, были представлены подлинные предметы, принадлежавшие строителям, личные вещи, грамоты, благодарности и даже серебряный костыль, который был забит в 1971 году по случаю окончания укладки железнодорожного пути, соединив идущие навстречу друг другу рельсы от Асино и Белого Яра. Сейчас он хранится в областном краеведческом музее, и был предоставлен для выставки.

А затем за чашечкой чая окунулись в свою молодость, которая связана с железной дорогой. Всплывали в памяти имена коллег, говорили о дне сегодняшнем. Конечно, сегодня не сравнить тот объем грузоперевозок, ту популярность железной дороги Асино-Белый Яр, которые были прежде. Но дорога живёт, на станции работают люди. По направлению Асино-Белый Яр круглосуточно идут грузовые составы, два раза в день курсирует пассажирский поезд. Сейчас на железнодорожном участке Асино-Куендат трудится 30 человек, из них 24 на станции Асино. Кроме этого, работают дежурные на переездах, обслуживаются пути. Прошли десятилетия, изменился до неузнаваемости наш маленький городок. И в этом, несомненно, большая заслуга построенной пятьдесят лет назад железнодорожной ветки. И пока стучат по рельсам поезда, жизнь будет продолжаться…

Валентина Субботина, журналист районной газеты «Образ жизни»