Асиновский краеведческий музей / Публикации

85-летию сдачи в эксплуатацию железной дороги Томск-Асино посвящается

1 / 5

В Асиновском краеведческом музее открылась выставка «От техника лейтенанта движения до начальника станции Асино. Провоторов Д.З.», посвященная 85-летию сдачи в эксплуатацию железной дороги Томск-Асино.

 

Современный город Асино — это производное от железнодорожной станции, которую начали строить еще в д. Ксеньевка Ново-Кусковской волости в 30-х годах прошлого столетия. Как показывает жизнь, железная дорога — настоящий драйвер научно-технических достижений и великолепный шанс поднять свой статус в жизни. Огромная династийная семья железнодорожников вносит свой вклад в развитие и историю провинциального городка. Один из них, наш герой выставки — Провоторов Дмитрий Захарович, ветеран труда, выпускник Томского железнодорожного техникума, в 1964 году, возглавивший станцию Асино и отдавший ей всю свою жизнь. На выставке представлены фотографии, личные вещи, документы из семейных архивов Провоторовых, Степечевых, предметы из фондов музея.

 

85-летию сдачи в эксплуатацию железной дороги Томск-Асино посвящается


 

«От техника лейтенанта движения до начальника станции Асино. Провоторов Д.З.»

Маленький Митя родился 24 декабря 1934 года в селе Семёновка Зырянского района в крестьянской семье Провоторовых Захара Осиповича (1900 г.р.) и Веры Игнатьевны (1906 г.р.). Мальчик рос единственным ребёнком в семье. Семья жила бедно, родители работали в колхозе. В 1940 году было принято решение переехать в Асино. Поселились в землянке на улице Линейной.

 Вскоре началась Великая Отечественная война, главу семьи сразу же призвали на фронт, он воевал сапёром. В марте 1942 года семья получила известие, что Захар Осипович пропал без вести. И вернулось обратно письмо с фотографией, на которой был сфотографирован Митя с портфелем в руке, на обратной стороне с надписью

«Здравствуй  папа, я скоро пойду в школу и буду писать сам…»

Провоторв Дима 7-8 лет. 1941-42 гг.

Митя рос шустрым, любознательным и стремился к знаниям. Когда старшие друзья пошли учиться, он с одним из них зашёл в класс и сел с ним за одну парту. Учительница заметила маленького мальчика, но выгонять не стала. Так Митю и приняли в школу. Мать безграмотная, целыми днями была на работе, мальчишка сам находил место, где делать домашние задания. Учил уроки и в кладовке при лучине или керосиновой лампе, так как электричества не было, писал между строчками газет, или на других, уже использованных листах. Поэтому, наверное, его почерк в дальнейшем был мелким и ровным. Очень любил уроки русского языка и литературы, которые вела Сильченко Татьяна Алексеевна, да и другие предметы его интересовали не меньше. И по жизни он очень любил читать (даже толковый словарь Ожегова был его любимой книгой), всегда был в курсе новостей, интересовался новинками науки и техники, историей родного края, увлекался фотографией. По характеру был добрым и всегда готовым помочь друзьям. На жизнь смотрел с оптимизмом и никогда не унывал в сложных ситуациях.

После окончания семилетки в 1950 году Дмитрий решил поступать в Томский железнодорожный техникум. Никого не поставив в известность, на крыше вагона (денег на билет не было) доехал до Томска, самостоятельно поступил, устроился в общежитие и потом известил всех об этом. В 1954 году, завершив учёбу по специальности «Коммерческая эксплуатация», получил звание техника-эксплуатационника, лейтенанта движения.

Студенты ТТЖДТ. 1954 г.

 

Провоторов Д.З. студент ТТЖДТ          1954 г. Выпуск ТГЖДТ г. Томск
г. Томск. 1953 г.

Затем была трёхлетняя служба в рядах Советской Армии, после которой вернулся в Асино.

С января 1958 года трудовая биография Дмитрия Захаровича началась с должности весовщика на станции Асино. Начальником станции в те годы работал Коваль Василий Ефремович. Через год Дмитрий был переведён товарным кассиром.

 

Трудовой коллектив станции Асино
1962-1963 гг.

А годом позднее руководство Тайгинского отделения Западно-Сибирской железной дороги направило работать молодого дипломированного специалиста (а в те годы людей со специальным образованием было мало) в Кемеровскую область на станцию Яя.  На новое место жительство он поехал с молодой женой Анной Петровной, там у них родилась дочь Люба.

Здание вокзала станции ЯЯ, где работал          Супруги Провоторовы Дмитрий Захарович,
 Д.З. Провоторов начальником станции.            Анна Петровна 
1959-1964 гг. 

 

 Провоторов Д.З с дочерью.           
Станция Яя. 1962 г. 

Сначала Дмитрий Захарович работал заместителем, а потом три года в должности начальника станции Яя. После ухода Коваля В.Е. на заслуженный отдых Провоторова Д.З. перевели в родной город начальником станции Асино. Большой коллектив станции он возглавлял в течение восьми лет.  

 

 

 

 

1965 г. Провоторов Д.З., начальник станции Асино
и Витязева З.П. начальник билетной кассы 

 

Подготовила Любовь Дмитриевна Степичева (Провоторова).

Фото из семейного архива.

                                                                             

В 1972 году Дмитрий Захарович окончил курсы повышения квалификации «Эксплуатация железных дорог», впоследствии был переведён начальником отдела движения «Отделения временной эксплуатации железнодорожной линии Асино — Белый Яр», где курировал строительство вновь строящейся железнодорожной ветки. После введения линии в эксплуатацию работал до выхода на пенсию на других предприятиях города. На заслуженный отдых Дмитрий Захарович ушел 16 марта 1994 г. с должности инженера «Томлеспрома». Спустя три года в 1997 году Дмитрий Захарович Провоторов ушёл из жизни от тяжелой болезни.

Провоторов Д.З., начальник станции Асино. 1974 г.
Демонстрация трудящихся 1 мая. 1960-е гг.
Демонстрация трудящихся 1 мая. 1960-е гг.