Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / 100-летию комсомола посвящается…

Фабзайцы, бронеподростки, юнкоры и комса

17 / 17

Дни рождения ВЛКСМ, а тем более юбилейные даты в советское время отмечались, конечно,  с большим размахом. В круглые даты  принято было подводить итоги за некоторый период деятельности, планировать будущее и ставить задачи на ближайшее время. Вот мы и попробуем посмотреть на историю комсомольской организации, так сказать, «поюбилейно», чтобы наши хронологические срезы, как при томографической съёмке, показали нам изменения и самой комсомольской организации, и обстановки в стране, и социальный и культурный «облик»  типичных комсомольцев разных лет.  

Мы попробуем представить,  с какими достижениями и проблемами подходила томская комсомольская организация к юбилеям и дням рождения, чем были заняты комсомольцы, что обсуждали,  о чём спорили.  Помогут нам в этом те предметы, которые хранятся в фондах нашего музея.

«Читаем газету…»
5 ЛЕТ

Первой такой круглой датой является пятилетие комсомола, которое отмечалось в 1923 году.

Кроме того, в 1924 году отмечалось 5-летие КИМ, коммунистического интернационала молодёжи, организации, которая была создана в 1919 году как молодёжная секция Коминтерна.

1923 год – это именно тот юбилей, когда комсомол ещё назывался РКСМ, Российским коммунистическим союзом молодёжи. Глава государства, В.И. Ленин был в тот год ещё жив. А спустя год, в 1924 году РКСМ стал «ленинским», РЛКСМ.  О КИМе мы сейчас почти и не вспоминаем, однако, в период до второй мировой войны, Коминтерн и КИМ были очень влиятельными и серьёзными организациями, тесно связанными с  коммунистической партией и комсомолом внутри СССР.

Закончилась гражданская война, страна понемногу залечивала нанесённые войной раны. 5-летие комсомола страна встречала в условиях НЭПа, и это обстоятельство накладывало существенный отпечаток на деятельность молодёжной организации.

Ещё в феврале 1920 года вышла первая губернская комсомольская газета «Красная молодёжь». Позднее стала выходить газета «Путь молодёжи», затем газета «Комсомолец».

Вот по страницам  газет «Красное знамя» и «Комсомолец», которые  хранятся в фонде письменных источников ТОКМ и библиотеке Томского краеведческого музея, мы и отправимся в прошлое томского комсомола.

Подписка на газету «Комсомолец»
«Увеличивай подписку»

Сначала о проблемах «базиса», т.е. о социально-экономическом положении.

Годы НЭПа вовсе не были периодом «молочных рек в кисельных берегах». После войны в стране  довольно долгое время не восстанавливалась промышленность, большое число предприятий в городах были закрыты или законсервированы. Для производства не хватало сырья и оборудования. Это привело к тому, что в СССР в 1920-е годы была очень большая безработица, и  на биржах труда в очереди стояли миллионы рабочих, в том числе и имевших хорошую квалификацию. Как правило, в подобных случаях, молодёжная безработица стремится к поистине космическим высотам. Чтобы этого не произошло, ВЦСПС и ВСНХ издаёт несколько постановлений, касающихся  устройства на работу молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет, подростков, как их называли в соответствующих документах. Предприятия должны были выделить определённое число рабочих мест, так называемую «броню», на которые трудоустраивались именно такие молодые ребята. Их даже часто так и стали называть в обиходной речи  «бронеподростками». Рабочий день их составлял 6 часов.  Надо сказать, что для руководителя предприятия, будь это частник-нэпман, или директор государственного завода, предпочтительнее  было взять на работу с биржи труда на полный рабочий день квалифицированного рабочего, чем подростка, который не имел никакой квалификации. Поэтому за соблюдением подобного трудового законодательства требовался довольно строгий надзор. Если посмотреть томскую газету «Комсомолец», то обнаружим, что губернский комсомол нередко берёт на себя функцию инспекции по охране труда. Это касается вопроса «соблюдения брони» предприятиями, вопроса заключения трудовых договоров у тех молодых ребят, которые работали в мелких частных кустарных мастерских, зачастую не имевших такой практики, как заключение договоров.

Из газеты «Комсомолец»:

Краевая конференция РКСМ, отчитываясь  в 1924 году об экономическом положении молодёжи Сибири, отмечает рост безработицы среди подростков в текущем году, но отмечает и некоторые успехи в  экономической работе комсомола, к которым относит следующие факты:

«Сокращение нарушений рабочего времени, повышение  числа подростков, работающих на квалифицированных работах по сравнению с 1923 годом; около 50 % всех подростков, работая, продолжают своё образование, тариф подростка равняется от 35 до 65 % заработка взрослого рабочего… Основной лозунг дальнейшей работы – это подготовка кадров сознательных квалифицированных рабочих. Следовательно, перед нами встаёт вопрос о реорганизации ученичества так, чтобы оно выполнило основную задачу… Никаких «разговорчиков» о сокращении процентов брони, проведение бронирования в порядке заключения колдоговоров и т.д. Надо лишь разрешить вопрос о целесообразном  использовании рабочей силы подростков в производстве. Соответствующим образом должен быть заострён вопрос о системе оплаты подростков… Нужно прекратить долгое засиживание в разрядах, необходимы твердо установленные нормы для каждой ступени ученичества, нужно увязать формы оплаты со школой ФЗУ».

 

О положении молодёжи в Томске (на осень 1924 года). Из статьи «Труд рабочей молодёжи. Немного цифр»:

«Недавно был  произведен учет рабочей молодежи г. Томска. Результат таков: из общего числа учтенных рабочих подростков свыше 250 занято на производстве, свыше 500 человек безработные. Занятые в производстве разделяются по своим профессиям следующим образом: печатников 18 %, металлистов 10 %, кожевников 7 %, остальные 65 % за счет обслуживающего подсобного персонала как то: курьеры, рассыльные, кучера, чернорабочие, занятые в отдельных государственных, частных, и кооперативных предприятиях. Оплата труда подростков колеблется от 2 до 6 разряда, а реальная месячная зарплата от 6 до 20 рублей… Жилищные условия подростков не совсем удовлетворительны…Образование подростков. Цифры таковы: неграмотных 3 %, малограмотных до 30 %, с низшим образованием (т.е. приходским) 64 % и со средним (высшее начальное городское уч.) – 3 %. Число безработных подростков за последние 2-3 месяца значительно увеличилось: вместо 129 безработных на 1-е июля с.г. мы имеем сейчас 1 октября свыше 500 человек…Огромный процент подростков неквалифицированного труда 91 % (обслуживающего персонала чернорабочих) указывает, за чей счёт  выросла эта армия. Она выросла и пополняется  еще и сейчас за счет возвращающихся из деревни  с полевых работ (деревенского сезонного батрачества), среди которого наблюдается большая  тяга в город выходцев  по возрасту из детдомов, не попавших учиться  в сов. школы и за счет естественно подрастающих детей».

Приведённые в статье «немногие  цифры» яркими  мазками рисуют довольно безрадостную картину состояния тогдашнего «рынка труда».

Поскольку кроме  государственных предприятий, в стране, и в Томской губернии конкретно, было множество мелких кустарных мастерских, в которых тоже работали молодые люди,  томский губернский комсомол обеспокоился и положением рабочей молодёжи в подобных предприятиях, как бы сейчас их  назвали,  «малого бизнеса»:

«На кустарную промышленность надо полностью распространить всё законодательство о труде молодежи. Особым моментом в работе нужно выдвинуть заключение труддоговора, как формы наилучшего обеспечения прав молодёжи. Нужно поставить через школы рабочих подростков вопрос об организации ученичества кустарно-ремесленной промышленности.

До сих пор мы мало обращали внимания на рабочую молодёжь в частной промышленности. Только теперь начинаем вести среди неё не только экономическую, но и политико-воспитательную работу. Эта работа трудная и серьёзная. К активному участию в ней нужно привлечь все комсомольские массы. Необходимо выявить рабочую молодёжь, работающую у кустарей. Постараться на всех заключить трудовые договора… Нужно сделать так, чтобы в этой работе приняла участие сама ячейка, каждый комсомолец. Их работа заключается: в распропагандировании среди молодёжи её прав и законов о труде, помощи нашим комитетам и экономистам  в выявлении молодёжи в частной промышленности, разъяснении кустарям  о труде подростка, чтобы они не боялись провести его через охрану труда. Убедить в надобности заключения трудовых договоров».

Для того чтобы эти неквалифицированные молодые рабочие, «бронеподростки»,  не были обузой для предприятий, на них стали создавать школы фабрично-заводского ученичества, или ФЗУ, фабзавуч. Комсомол стал активным куратором  фабзавуча, в организации которого, как у всякого новшества, сначала было много сбоев и неполадок. Наименование учеников школ ФЗУ как «фабзайцев», или даже «фабзайчат» стало очень распространённым, чуть ли не официальным, и, конечно, многократно обыгрывалось в самодеятельных стихах, песнях и зарисовках «на злобу дня»:

«Тайгинские фабзайцы»

Все газеты этих лет постоянно держат в фокусе своего внимания проблемы и достижения ФЗУ:

«В будущем году необходимо охватить учёбой всех рабочих подростков. Фабзавуч должен отвечать интересам производства. Школа должна стать частью предприятия. Улучшить школы, подобрать работников», «Укрепим фабзавуч»

- это главные лозунги текущего момента.

 

Из статьи в постоянной рубрике «Рабочая молодёжь»:

«В нашей губернии  18 школ фабзавуча. 65 из 100 подростков, занятых в производстве, обучаются в них.  За два года работы комсомол, при поддержке профсоюзов, сумел развернуть такую сеть школ рабочей молодёжи, которая даёт возможность в будущем году охватить учёбой всех рабочих подростков…. Нужна упорная работа всех  организаций, заинтересованных в нашей школе, а прежде всего самой рабочей молодёжи и комсомола, для улучшения школы фабзавуча. Пока мы не поставим фабзавуч так, чтобы результат был ясен для каждого, до тех пор со стороны хозяйственников будет покушение оставить как можно меньше подростков в производстве или даже совсем упразднить броню...  С серьёзной критикой должна подходить каждая комсомольская организация к работе своей школы фабзавуча. Выяснить точно: отвечает ли школа хозяйственным интересам производства... Учат ли их (учеников фабзавуча) тому, что им действительно нужно или, может быть, кормят одними баснями да сказками, которые никому ни на что не нужны... Когда наша школа будет для предприятия действительно важной и необходимой составляющей частью, которая готовит необходимых ему, обученных на практике и в теории работников, тогда не придётся  вести работу комсомолу за укрепление рабочей молодёжи в производстве, тогда не будет упрёков в сторону рабочих подростков, что они находятся на собесе у предприятия и ничего не делают».

Очень любопытна информационная «текучка» по вопросам житья-бытья «фабзайцев»:

Школа ФЗУ станции Томск II ищет помещение под школу:

«Ученики требуют или постройки новой школы, или представления под школу дома № 34, иначе этот год заниматься будет нельзя».

В школе ФЗУ железнодорожной станции Бочаты  рабочие плохо относятся к ученикам школы ФЗУ, особенно инструментальщик:

«По субботам, когда ребята в 1 час дня выходят на работу, инструментальная бывает закрыта. Идут к инструментальщику  за ключом, тот не даёт. В результате ученики 4 часа ходят, собак гоняют и бесполезно трятят время. Инструментальщик – партиец. Кто бы на него подействовал?».

 

«На седьмом году существования соввласти мы по фабзавучу имеем слишком маленький % девушек, подготовляющих себя к квалифицированному труду. А девушек, кажется, среди рабочей молодёжи больше 50 %.  Девчата, докажите, что «курица – не птица а баба – человек».

 

«На II участке службы пути бочатской новостройки, от Усят до Кузнецка, администрация не признает никакой брони подростков. Ее там не существует, несмотря на то, что там работает до 300 человек штатных рабочих. Нередки случаи, когда подростки 16-17 лет работают 12 часов.  «Автономная кузнецкая республика», как говорят рабочие».

 

«На VII Губконференции по отчету Губкома выступил тов. Вольфович. Он говорил о многом, а также о безработице среди молодёжи и бросил лозунг: «Коллективная помощь безработным комсомольцам». Неужели мы оставим этот клич без особого внимания?... Комсомольская организация нашей губернии насчитывает в своих рядах более 9000 членов. Если каждый из нас будет вносить только по одной копейке ежемесячно, то можно обеспечить больше 20 человек. Необходимо устроить кампанию «помощи безработному комсомольцу». Интересно, каково мнение ребят?».

 

История об отправке тайгинских фабзайцев на экскурсию в Красноярск превратилась на страницах «Комсомольца» в настоящую сагу. Сначала в газету  обратились ученики ФЗУ, которые пожаловались, что Дорпрофсож (профсоюз железнодорожников) не разрешает отправку ребят  в обещанную ранее поездку. «А ну-ка, Дорпрофсож, ответь ученикам»-вопрошал от имени учеников корреспондент Сашка Арзамасцев. Поскольку ответа не последовало, даже после нескольких  обращений, в газете был размещён «крик души» фабзайца, выраженный в стихах:

Стихотворение на злобу дня. Поэма о фабзайцах

Деятельность по обеспечению прав молодых работников распространялась не только на городскую молодёжь. Большое внимание оказывалось и деревне:

«Рост батрачества и наличие среди батраков больших кадров молодежи ставит во всю ширь вопрос о работе среди батрачества, продолжая намеченные ранее мероприятия, выдвинув дополнительно вопросы: a) о проведении в меру возможности социального страхования батрака и б) начав работу за повышение заработка батрака».

Проходившая в Томске  в 1924 г. 6-я губернская конференция поставила задачи по работе комсомола в деревне. Деревенский комсомолец должен быть «начинателем всего хорошего, культурного, нового в деревне». А конкретно, задачи ставились такие:

  • проведение своих представителей  в сельсовет,  кооперативы, батрачкомы и комитеты взаимопомощи;
  • активно вести агитпропаганду  за улучшение сельского хозяйства, в том числе личным примером, организовывая коммуны;
  • вести работу в избе-читальне и школе;
  • оказывать практическую помощь деревне – починкой и постройкой мостов и дорог, охраной общественного имущества, пожарных машин и др.;
  • в период между военными сборами работать с допризывниками, устраивать собрания и вечера Рабоче-крестьянской Красной армии.

 

С Красной армией у комсомола сразу установились тесные взаимоотношения. Шефство над Военно-морским флотом было принято РКСМ ещё в 1922 году на  V Всероссийском съезде.  В январе 1923 года  по всей стране прошла «Неделя Красного флота». В эту неделю комсомольцы проводили активную кампанию по сбору  средств на развитие флота, а кроме того, вели сбор продуктов и  вещей для краснофлотцев, посылали посылки. Информационная составляющая «Недели» также была весомой и разнообразной. Было проведено множество лекций  и бесед о революционных традициях флота,  о значении флота для охраны морских рубежей. Важной частью «Недели» была агитация молодых сибиряков на службу во флоте. Первое пополнение комсомольцев из Сибири получил Тихоокеанский флот в 1923 году в количестве 150 человек.  В дальнейшем эти тесные связи не оборвались. Томский «Комсомолец» продолжал  писать о жизни и службе моряков, в том числе  газета публиковала письма  военмора (военного моряка) из Томска, комсомольца Клявина о его службе на Балтийском море, на знаменитом (в будущем) линкоре «Марат».

 

Из письма Клявина на страницах «Комсомольца»:

«Я попал на «Марат»… Что можно сказать о корабле? На взгляд ничего особенного «Марат» не представляет. Какое-то судно, низкое, длинное, неуклюжее. Взойдёшь – первое впечатление рассеивается. Каждая часть вырастает  в громадную, по сравнению с тобой. Подводная часть корабля – 32 фут. На верхней палубе – 4 башни, в которых находятся морские орудия; относительно них  для ясности скажу, что пороху  и вообще взрывчатого вещества для одного заряда  нужно 9 пудов… В общем кораблишко – ничего… Недавно грузили топливо. 150 тысяч тонн масла (не подумайте – питательного, хотя оно для машин и питательное). Ходили в Ревель и в Кильский канал (Германия)».

Сибиряки-краснофлотцы

Шефство комсомол осуществлял и над воздушным флотом, и над его гражданской частью – «Добролётом». В 1923 году проводилась «неделя Воздухофлота» по той же примерно программе, что и  «Неделя» ВМФ.  На страницах газет шла активная агитация за вступление в ОДВФ (общество друзей воздушного флота). На 1 сентября 1924 года в Томской губернии насчитывалось уже 17288 членов этого общества. На средства, собранные комсомольцами Сибири, был построен и передан в «Эскадрилью Ильича» самолёт «Сибирский комсомолец», ставший агитационным самолётом.

Агитация за Добролёт

Не меньшее внимание уделялось и  сухопутным войскам, в которые и попадала основная масса призывников из Томска и Томской губернии. Армия была призывной, поэтому  важно было подготовить призывника.

«Красноармеец и призывник»
Красноармеец рассказывает о службе односельчанам
«В лагерях». На учебных сборах

Остальные вопросы, которыми занимался томский комсомол, справедливо было бы отнести, с марксистской точки зрения, к «надстройке». Сюда относятся само организационное строительство рядов комсомола, возникновение новых праздников и новых форм поведения в быту, юнкоровское и селькоровское движение, проблемы учёбы, рабфака, школ рабочей и крестьянской молодёжи и множество других.

Поскольку нашим проводником в мир комсомольца 1920-х гг. является именно пресса, то о движении юнкоров и селькоров  следует всё же сказать несколько слов.

Юнкорами, юными корреспондентами и селькорами, сельскими корреспондентами, называли тогда добровольных внештатных авторов, которые писали «с мест» сообщения для газет, как печатных, так и многочисленных стенгазет. Деятельность эта была далеко не всегда безопасной. В 1924 году были зафиксированы несколько случаев убийств селькоров. Главная газета томской молодёжи активно развивала эту корреспондентскую сеть, курировала  начинающих газетчиков, помогая им в работе, особенно обращая внимание на стенгазеты, как самую близкую к конкретной комсомольской ячейке прессу. Такое наставничество было для юнкоров и селькоров более чем кстати, поскольку большинство из них  в лучшем случае были более или менее грамотными. Про политграмоту и литературную искушённость не приходится и говорить. Однако энтузиазм  среди молодёжи, которая поняла, что их слово что-то значит, что можно донести какую-то  проблему до всеобщего обсуждения и внимания, был немалым. Поэтому  на страницах «Комсомольца» нередки такие списки-темники, для подсказки, о чём можно и нужно писать в губернскую газету:

 

«Из деревни мы ждём:

1.Работа ячейки во время страды.
2.Помощь комсомольцев семьям красноармейцев.
3.Участие в коллективных работах для комитета  взаимопомощи для ячейки.
4.Распространение  крестьянского займа.
5.Подготовка к международному дню, к празднику урожая.
6.Участие представителей  в работе разных органов.
7.Положение батраков».

Большое внимание уделялось стенной печати. В фонде письменных источников ТОКМ сохранилось два экземпляра  представителей славного племени стенгазет, которые датируются интересующим нас периодом, 1924 годом. Это газеты «Юная рать» и «Наш путь».

«Наш путь», стенгазета мариинского центрального клуба РКСМ за январь
1924 г.
«Юная рать», стенгазета ячейки РКСМ села Усть-Серта от 21 марта 1924 г.

В этот период складывается, и не без участия комсомола, система советских праздников и традиция их празднования. Мало учредить праздник в память о какой-то дате, надо ещё научить людей, что надо делать, как его праздновать, тем более, что дореволюционные праздники были преимущественно православными, религиозными, и в эти дни обязательно нужно было идти в церковь. Часто полагалось изготавливать какую-либо ритуальную пищу. А что делать со светскими гражданскими праздниками население не очень себе представляло. Для  памятных революционных дат сложилась практика  праздничного митинга, шествия-демонстрации, лекции-концерта с воспоминаниями участников. Некоторые праздничные особые события в жизни человека также приобрели новые формы:

«На комсомольской свадьбе были почти все рабочие и работницы, да около 50 человек пришло с Томска II. Секретарь ячейки открыл торжественное заседание. Первый вопрос – доклад о новом быте. Докладчик вскрыл причины развала старого быта. Горячие приветствия от организаций. Слова, как огонь: Не отрывайтесь от общественной жизни. Стройте свою семейную жизнь по-новому, по коммунистически. Поднесены подарки: книги, комсомольские значки… После заседания была поставлена инсценировка, составленная наскоро комсомольцами, показывавшая старую свадьбу с церковью, пьянкой, дракой и т.п.».

Или ещё новый праздник, «Октябрины», или как их назвали «Красные крестины». Детей, кстати, назвали Лев и Роза.

«Октябрины в деревне»

О некоторых празднествах мы уже даже не помним, например, 3 августа 1924 года праздновался «День Электричества». Юмор ситуации в том, что его намеренно приурочили к религиозному празднику Ильи-пророка.  «Ильин день мы превращаем в день лампочки Ильича».  Отмечался и «Международный юношеский день».
Важным нововведением стал «Праздник урожая», в дни которого проводились сельскохозяйственные выставки, и другие способы агрономического просвещения и обмена опытом.

Одним из таких новых праздничных дней стал и день рождения РЛКСМ,  который в 1923 году отмечал свою первую круглую дату. В подшивке газет из фондов ТОКМ номер газеты за 29 октября 1923 года  отсутствует, но за 1924 год такой номер есть. Он весь посвящён страницам такой краткой, но уже очень героической истории комсомольской организации, её победам и достижениям.  Рост численности комсомола  переданы в одной из статей тем, что сейчас называется инфографикой:

Рост численности комсомола
Социальный состав комсомола

Социальный типаж комсомольцев этих лет мы тоже можем продемонстрировать рисунками, несмотря на некоторую карикатурность, хорошо ухватившими характерные черты рабочей и крестьянской молодёжи тех лет

Комсомолец из рабочего района
Деревенский комсомолец
Рабфаковцы ТГУ

Следующий юбилей, своё 10-летие, комса, так обобщённо называли коммунистическую молодёжь,  будет встречать в совершенно иной «политической обстановке». Но об этом мы расскажем в следующий раз.