В продолжение темы о комсомоле и КИМе в юбилейных 1923-1924 годах.
Среди предметов нашего фонда есть несколько фотографий, относящихся к периоду первой половины 1920-х годов, на которых отображены события из жизни томской «комсы», то есть сами комсомольцы, в, так сказать, селфи-сюжетах. Не все из них точно датированы, не все персоналии на фото поименованы.
На этих групповых фотографиях запечатлены вожаки томской губернской комсомолии первой половины 1920-х годов.
Конференция декларировалась как беспартийная, то есть её участницы представляли широкое женское движение, не связанное с членством в коммунистической партии или комсомоле. Но, вероятно, участницы подобных съездов, встреч и конференций, самим ходом событий, становились первыми кандидатками в комсомолки и члены ВКПб. На нижней фотографии в руках у женщин довольно показательные издания – слева журнал «Крестьянка», а справа – книга «Жизнь Ленина». Да и одеты барышни в характерную для комсомолок тех лет одежду – гимнастёрочного типа рубашки («юнгштурмовки»), подхваченные ремнём.
Две фотографии показывают нам один из характерных сюжетов комсомольской работы 1920-х годов – субботники. Первый комсомольский субботник в Томске состоялся ещё в 1920-м году, 14 февраля. В дальнейшем к этой форме работы прибегали регулярно, на субботниках приводили в порядок помещения клубов и школ, разгружали вагоны и баржи, оказывали помощь семьям красноармейцев, собирали урожай на полях.
В продолжение темы «Новых праздников»
На этой фотографии мы видим группу девушек, выполняющих какие-то физкультурные упражнения. Происходит всё действо на площади Революции, и, как указано на подписи к фотографии, является частью программы празднования «Международного юношеского дня».
Международный юношеский день был учреждён ещё в 1915 году, на Бернской международной молодёжной конференции, проходившей в условиях Первой мировой войны, которая в среде революционной демократии и социалистов называлась «империалистической бойней» (что было, в общем и целом, недалеко от истины). По вопросу участия в войне, социалистические партии и группы разных стран Европы заняли разную позицию – от полной поддержки до полного неприятия своих правительств. Участниками Бернской конференции были только те молодёжные организации, которые выступали против войны. Бернская конференция юношеских организаций объединила на тот момент около 10 организаций. Было принято постановление о международном юношеском дне как дне активной пропаганды против войны. Первый «День» был проведён 3 октября 1915 года. Поэтому, объясняя смысл праздника, передовица «Комсомольца» утверждала тезис, что «Международный юношеский день есть, прежде всего, антивоенный день». Однако, пацифистско-разоруженческий лозунг «борьбы за мир» давно был признан неправильным, небольшевистским. Правильным лозунгом был «лозунг превращения империалистической войны в войну гражданскую». Поэтому, в Советской России ежегодные празднования «Международного юношеского дня» проходившие под лозунгом «Борьбы против войны», одновременно призывали всемерно содействовать подготовке Красной армии. «Это есть настоящий большевистский антимилитаризм», утверждал автор передовицы «Комсомольца». Спортивно-физкультурные акции, соревнования, эстафеты вполне вписывались в этот праздник, как формы содействия Красной армии; мы, конечно, мирные люди, но наш антибуржуазный бронепоезд, стоит, как вы видите, на запасном пути…
Отмечался этот день в первое воскресенье сентября.
Предположительно, эта акция тоже была приурочена к проведению «Международного юношеского дня» в Томске в 1923 году.
Внимание к развитию спорта и физической культуры было очень заметным в комсомоле тех лет. Причем это развитие продвигалось не только среди горожан, где был немалый процент учащихся вузов и рабфаков, но и среди рабочей молодёжи, и среди сельской. Если не брать какие-то очень древние времена античности, то в современной Европе спорт появился довольно поздно, как времяпрепровождение представителей высших классов общества, имеющих время и силы для физического саморазвития. В ХIХ веке в процесс были вовлечены городские образованные слои. Простонародье же, кроме тяжёлого и изматывающего физического труда, имело свои способы проявления силы и смелости, вроде кулачных боёв или национальных видов борьбы. Но, так или иначе, эти миры мало соприкасались друг с другом, спорт оставался прерогативой городских обеспеченных слоёв. А дальше, после революции в Советской России мы можем наблюдать довольно интересную картину быстрой демократизации физкультуры и спорта. Вопрос, который возникает сразу – а, собственно, зачем? Гиподинамией рабочие и крестьяне в те годы явно не страдали, в стране преобладал тяжёлый физический труд и на заводах, и в деревне. Однозначного ответа на этот вопрос мы, наверное, дать не сможем, но некоторые предположения выскажем: спорт был частью городской культуры, которая считалась более высокой, поэтому приобщать к ней следовало всех граждан, независимо от места проживания. Кроме того, физическая культура рассматривалась как особая форма человеческой самодисциплины, на телесном уровне, и как всякая дисциплина приветствовалась.
Очень часто на страницах газеты звучат призывы к комсомольским ячейкам:
«С летом другие задачи перед комсомолом встали – летний спорт: экскурсия, кольца, турники, площадки. Организуй!».
Ячейка РЛКСМ шахты 6 Судженки отправилась с массовым выходом в составе 50 человек в деревню Яя-Петропавловка в качестве «шефской помощи» в культурнической работе. Помимо вечернего спектакля и массовых игр,
«…наши девушки устроили спорт-выступления и организовали показательную игру в футбол».
О работе комсомольских ячеек
На страницах губернской комсомольской газеты идёт постоянное обсуждение не только различных форм комсомольской работы в порядке обмена опытом, но и результативности этой работы. Критика и самокритика деятельности ячеек и отдельных комсомольцев присутствует в каждом номере – это одна из важных тем, постоянно присутствующих в поле зрения губернской комсомолии. Быстрый рост числа комсомольских ячеек, начавшийся в 1924 году с так называемым «ленинским призывом», не всегда означал роста качества низовой комсомольской работы. Нередко случалось, что созданные на волне энтузиазма комсомольские организации практически не ведут никакой деятельности, за что их неоднократно распекали юнкоры, селькоры или вышестоящие комсомольские органы. Уже не раз приходилось обращать внимание на то обстоятельство, что комсомольцы 1920-х годов зачастую не имели за душой не только политической грамотности, но и грамотности вообще. В ряде случаев они просто не представляли себе, что они должны делать, после того, как они записались в комсомольцы. На языке того времени эти формально существующие ячейки именовались «спящими», а газетные карикатуристы предлагали своё образное «прочтение» ситуации.
Одной из распространённых форм работы была так называемая «шефская помощь». Когда это понятие появилось в языке комсомольских газет, нам неизвестно, но само явление распространилось со скоростью пожара при сильном ветре. Помогали в самых разных делах, но первым шагом была организационная помощь более опытных менее опытным. Городские комсомольские ячейки помогали деревенским или ячейкам фабзавуча. Комсомольцы шефствовали над пионерскими отрядами и детдомами. Связка комсомол-пионерия была, конечно, предопределена самим характером этих организаций. Особо хочется подчеркнуть такой аспект деятельности комсомола: в условиях разрухи и бедности 1920-х действительно важным делом было шефство в той или иной форме над детьми-беспризорниками.
Из заметок газеты «Комсомолец»:
«Комсомолец не забывай, что забота о беспризорном ребёнке – твоя первостепенная задача. Неделя беспризорного ребёнка вскрыла отвратительные язвы беспризорности. Многие ещё десятки беспризорных детей остаются необеспеченными без крова и пищи. Многих из них беспощадно гонит нужда на скользкий путь проституции, воровства и всяких преступлений. Помни о них! Помогай беспризорникам дружным коллективом!».
«Комсомолец – беспризорному.
Ячейка губсуда имеет коллективный огород. Постановлением общего собрания от июня ребята пожертвовали его в пользу беспризорного ребёнка. Как помогают бесрпизорному другие ячейки?
Уральский».
«Где вы были, товарищи? (колпашевским комсомольцам).
В № 230 газеты «Красное знамя» т.С. в заметке: «Что творится в детдоме» пишет, что в колпашевском детдоме дети, предоставленные самим себе, развращаются, дерутся, ругаются. Правда ли это, товарищи колпашевские комсомольцы и пионеры? Если правда, то где вы были, о чём думали? Почему допустили у себя под носом подобное явление?...Отвечайте! Г. Никонов».
Комсомольцы Гурьевска организовали что-то вроде общежития, сняв в доме две комнаты для совместного проживания. Кроме того, что жильцами в этом общежитии были молодые рабочие Гурьевского завода, в нём ещё обитали три беспризорника, а также двое безработных батраков; для их содержания был создан «фонд беспризорника». Заметка об этом называлась «Содержим 3 беспризорных и 2 безработных батраков. (Комсомольское общежитие Гурзавода).
Так что, несмотря на довольно тяжёлые материальные условия жизни, низкую, да ещё и часто задерживаемую зарплату, складываясь буквально по копейке, комсомольцы начала 1920-х, действительно, находили способы помочь тем, кто нуждался ещё больше, выполняя те функции, которые государство не могло тогда обеспечить в полной мере.
Конечно, шефство имело самые разные формы. Часто встречалась помощь в организации культурного досуга, особенно когда речь идёт о помощи деревенской ячейке; считалось важным предложить деревенской молодёжи какие-то, как бы сейчас сказали, «продвинутые» формы досуга. Вместо вечёрки и плясок – спектакль на злободневную или политически «правильную» тему, лекцию, спортивное соревнование, «комсомольскую вечерку». Если затея сопровождалась творческим подходом и старанием, то, как правило, она встречалась «на ура», и подшефные просили приезжать к ним почаще.
Ученье – свет!
В своей известной речи В.И. Ленин призывал молодёжь «учиться коммунизму», однако, прежде всего комсомольцам нужно было просто учиться грамоте. Заслуги комсомола в деле ликвидации неграмотности действительно очень весомы. Это получило название «фронта борьбы с темнотой». Для ликвидации неграмотности при ячейках создавались «школы грамоты», которых в Томской губернии было открыто 60. Сначала активно ликвидировалась неграмотность среди самих комсомольцев и среди допризывной молодёжи, а затем перешли к более широкому охвату. Создавались «школы ликбеза», кружки, «ликпункты» (пункты ликвидации безграмотности). Отметим, что это все эти мероприятия ещё не являются частью большой общегосударственной программы, время для которой пришло позже.
Для широких масс первой ступенью приобщения к знаниям стали «Школы рабочей молодёжи» и «Школы крестьянской молодёжи»:
«Предполагаемое открытие в с. Парабели школы крестьянской молодёжи очень интересует молодёжь района, они ждут этого с надеждой получить много нового, интересного».
В некоторых случаях подобная активность встречала сопротивление:
«Не велика ячейка РЛКСМ в д. Вороновой (Коларовского РИКа), всего 5 человек, а работа всё-ж ведётся… Вместе с бедняками открыли после долгой борьбы с кулаками школу…».
Следующим этапом становились техникумы, курсы или рабфак. Так, например, сельскохозяйственное кредитное товарищество и местная комсомольская организация командировали двух комсомольцев на учёбу в кооперативное отделение Тимирязевского техникума:
«У нас будут свои спецы, которые сумеют оправдать звание пролетарского работника».
В вопросе получения образования присутствовал ярко выраженный классовый подход. Через систему рабочих факультетов советская власть старалась увеличить число образованных специалистов пролетарского и крестьянско-бедняцкого происхождения, и наоборот, максимально старалось затруднить попадание в вузы детей разнообразных «бывших» (т.е. представителей эксплуататорских классов). Этот классовый подход был зафиксирован в конституции СССР, но ничего удивительного для страны, пережившей две революции и гражданскую войну, в такой дискриминационной политике не было.
В деревнях основным центром культурной работы в деревне становятся избы-читальни, которые объединяют в себе функции библиотеки, школы, клуба, становясь проводниками в массы сельских жителей новых идей. Заведующие таких изб-читален назывались избачами. «Дать толкового, любящего свою работу избача» считалось главным делом для усиления культурной работы в деревне. Одной из форм работы избача являлась так называемая «громкая читка» (или «громкое чтение»):
«Громкое чтение» у нас ещё мало развито. Самое трудное в этой работе – выбор рассказов коротких, простых, ясных, дающих сильное переживание…В деревенских избах-читальнях эту штуку можно применять с большой пользой. Избачи, обмозгуйте это предложение, подберите подходящие материалы – хорошо будет коротать осенние и зимние вечера, просвещая деревенскую молодёжь».
Разные стороны жизни освещаются в губернской комсомольской газете. Вот стало известно о двух случаях самоубийств, в которых фигурантами дела были девушки-комсомолки. Как относится к этому, что послужило причиной самоубийства? В одном случае причиной самоубийства комсомолки с Киселёвского рудника была названа «неудовлетворённость жизнью», в другом случае, отравления 18-летней работницы из Томска, причиной был признан «гнёт отца». Как бороться комсомолу с этим злом, спрашивает автор заметки?
Как поступать, если комсомолец на собрании «ходит базлает, вечно глупистику порет с ухмыляющейся рожей. Как будто и серьёзен, а на самом деле только мешается…»? А если другой комсомолец «ходит да мух считает, а то комсомолок поддевает. Кто постарается его одёрнуть, он его подальше пошлёт, а то и с глаз долой? Интересно, что, ребята, предпринимаете к таким типам…».
Довольно важный вопрос, вполне в духе времени, по поводу которого на страницах «Комсомольца» была развернута настоящая дискуссия: может ли комсомолец иметь секреты в личной жизни?
«Ведь у человека есть кой-что, чего не хочется выносить на свет, людям напоказ. Такие случаи, моменты в жизни человека, посвящать в которые нет желания, бывают. Возьмём интимные (очень близкие) отношения мужа и жены. Туда ведь не сунешь носа. Короче говоря, вопрос сводится к тому: возможна ли у комсомольца, наряду с общественной, своя личная жизнь, или нет? Ваши мнения, товарищи?
Червонный».«Гриня Нечаев в своей статье говорит: если комсомолец не будет иметь никаких секретов, то сильнее будет товарищеская спайка» В этом с ним нельзя не согласиться, но что касается других его слов, «никакой личной жизни у комсомольца не должно быть», то с ним приходится спорить. Мне кажется, что личная жизнь есть у каждого, независимо от партийности. Разница только та, что комсомолец умеет или по крайней мере должен уметь связывать свою личную жизнь с общественной».
«Раз мы стремимся к общественной жизни, то зачем нам скрывать друг от друга, где и с кем мы бываем? Разве только потому, что поперёк дороги друг другу станем, но этого же не должно быть? Когда, наконец, мы подойдём к новому быту?».
Мнения разделились, но какого-то резюмирующего вывода сделано не было, однако, большая часть респондентов газеты склонялась к мысли, что личное пространство у комсомольцев всё же может быть. Не были комсомольцы двадцатых плоскими одномерными существами и, в общем и целом, склонны были допускать наличие некоторого личного внутреннего пространства.
А это уже «вишенка на торте». Мимо этого «перла», потрясающего своей философичностью, пройти было невозможно.
Из рубрики в газете «Мысли вслух»:
Говорит один пионер
- Ну вот, я теперь пионер, потом комсомольцем стану, потом в РКП переведусь, потом… Потом что?
З.А. Игнатенко,
с.н.с. научно-исследовательского отдела