Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Предметный разговор

Звенящие подвески

45 / 52

Одно из недавних поступлений в фонды Томского областного краеведческого музея – накосное украшение «чулпа».

Фото. Накосное украшение «чулпа». Татары
Царская Россия-СССР, [г. Казань].
Конец XIX в. – не ранее 1924 г.
[Серебро]; штамповка, прокат, пайка

Украшения всегда являлись одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Ювелирное ремесло получило массовое распространение у татар. Это было связано с высоким уровнем его развития, начиная ещё с эпохи средневековья, сохранением традиций как в технологии производства, так и в оформлении украшений. Ювелиры работали с золотом, серебром, медью и их сплавами.

В селениях ювелирным ремеслом обычно занимались крестьяне в свободное от земледельческого труда время. Зимой мастера уходили на заработки в соседние и отдалённые области – Башкирию, Оренбургскую степь, Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, создавали украшения по частным заказам или продавали готовые изделия. В сельские артели объединялись близкие родственники, одни из них делали конструкцию изделия, другие его декорировали, третьи полировали и т.д. Мастера разделялись не только по способу изготовления изделий, но и по видам создаваемой продукции, что нашло отражение в названиях некоторых аулов. Например, жители аула Чулпыч Сабинского района занимались производством женских накосников – чулп.

Накосники были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения. У казанских татарок-мусульманок накосники были широко распространены и являлись обязательным элементом украшения всех возрастных групп женщин.

Чулпы – звенящие подвески к косам, отличительная особенность которых состояла в том, что они вплетались в косы, подобно ленте, при помощи прикреплённой к ним тесьмы. При движении женщины подобные накосники издавали звук, по которому «идущую татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть».

Накосники могут быть:
1) из одной или нескольких монет с кольцами для крепления тесьмы;
2) из блях (сплошных, литых или ажурных), с кольцами, для крепления тесьмы и подвесок;
3) из крупного камня в металлической оправе с кольцами для крепления тесьмы и подвесок из камней в форме гранёных шариков, монет;
4) плетёными, с кольцами для крепления тесьмы и подвесок (из монет или подобных же блях).

Чулпы из монет довольно широко бытовали в середине XIX – начале XX века. Подобные накосные украшения из монет, собранные в той или иной композиции, распространены также у других многих тюркоязычных народов. Это «чолпу» и «чач тушоо» у киргизов, «сǝс тǝңǝhe» у башкир, «шаш теңге» у казахов.

Кроме многочисленных вариаций монетных накоснико широко бытовали накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.

 

Источники:

Суслова С.В. Женские украшения казанских татар середины XIX – начала XX в. Казань: Наука, 1980. 128 с.

 

Чулпы – женские накосные украшения // Татарский костюм. URL: http://tatar-costume.blogspot.ru/2012/07/blog-post_6237.html

 

Украшения как часть комплекса татарской женской одежды http://vestnik.icdc.ru/index.php/live/961-intervyu-osnovatelya-i-rukovoditelya-kompanii-qkorporativnye-informatsionnye-rutinyq

 

Елена Лилявина, научный сотрудник Томского областного краеведческого музея.