Из прочно застеклённой витрины Колпашевского краеведческого музея с серебряного медальона взирает на посетителя Готарз I – царь могущественной Парфии, которая в годы своего расцвета простирались от Аравийского моря и Персидского залива – до моря Каспийского. Широко открытые, будто от неимоверного изумления, глаза сатрапа сатрапов (так в Парфии именовали великого царя царей) пронзили толщу двух тысячелетий, чтобы сейчас впитать все краски нашего мира.
Медальон с изображением парфянского царя
(справа – частичная графическая реконструкция)
Фонды Колпашевского краеведческого музея: ККМ № 2498/1
Появление этого медальона в Сибири – загадочно. Сказать, что от Парфии до Сибири «рукой подать», значило бы слукавить. Путь неблизкий даже по сегодняшним меркам. А в древности – тем более!
Загадкой остаётся и история появления этого медальона в фондах Колпашевского краеведческого музея. Из документации полувековой давности известно лишь, что уникальная находка была обнаружена в районе устья речки Большая Пиковка, что берёт своё начало из бескрайних болот, по которым причудливыми меандрами извивается река Кеть (правый приток Оби). Кто доставил находку в музей? Откуда её извлёк? Может быть, выкопал ненароком из земли? А, возможно, из какого-то культового места перекочевал медальон в музейное хранилище? Как знать…
Да и откуда взялась уверенность, что именно Готарз I изображён на серебряном барельефе? Некоторые бесшабашные фантазёры даже склонны видеть там облик Александра Македонского, якобы, в своих знаменитых походах дошедшего до Сибири! Впрочем, таких фантазёров не так уж много.
Описание медальона, составленное специалистами, достаточно лаконично: на барельефе изображён мужчина с вьющимися, разделёнными на крупные пряди, волосами, которые обрамляют его лицо; глаза выпуклые, со слегка миндалевидным разрезом; рот обрамлён длинными усами и маленькой курчавой бородкой, поднимающейся по щекам до самых ушей, скрытых волосами; мужчина одет в кафтан, открытый на груди, края и рукава кафтана оторочены полосами с узором из крупных розеток; последние, очевидно, изображают нашитые на ткань золотые бляшки; на голове мужчины – диадема в виде неширокой ленты, а на шее – ожерелье с медальоном. Барельеф изготовлен так называемым способом литья по восковой модели; после отливки он был в нескольких местах доработан резцом.
Насколько уникален медальон, экспонируемый в Колпашевском краеведческом музее? На сегодняшний день исследователи обладают информацией о двух таких идентичных отливках, хранящихся в музеях: одна из них – из Колпашевского музея, вторая – из Государственного Эрмитажа. Причём «эрмитажевская» отливка поступила в Отдел Востока Государственного Эрмитажа ещё в 1939 году из музея Остяко-Вогульска (сейчас г. Ханты-Мансийск). И об этом медальоне (как и о колпашевском) нет никаких точных данных: когда и каким образом барельеф поступил в музей Остяко-Вогульска? Исследователи лишь предположили, что местом находки этого медальона был какой-то комплекс «остяцкого святилища».
Предположение о том, что на медальоне изображён Готарз I, впервые выдвинул и обосновал кандидат исторических наук, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Р. В. Кинжалов в 1959 году[1]. Тогда же исследователем было опубликовано и изображение медальона («серебряной пластины»).
[1] Кинжалов Р.В. Серебряная пластина с изображением парфянского царя // Советская археология. – 1959. - № 2. – С. 197-204.
Аргументация к атрибуции барельефа была более чем весомая: к моменту публикации Ростислав Васильевич имел уже более чем десятилетний стаж работы в Отделе Востока Государственного Эрмитажа и занимался профильными исследованиями под непосредственным руководством директора Эрмитажа – академика Иосифа Абгаровича Орбели. В качестве доказательной базы в датировке медальона исследователем были привлечены изображения на парфянских монетах периода Митридата I (ок. 171 – 138 гг. до н.э.), Митридата II (123 – 91 гг. до н.э.) и на монетах Готарза I. Анализ позволил Р.В. Кинжалову сделать вывод о том, что барельеф был изготовлен «…где-то на территории парфянского государства в период царствования Готарза I (ок. 91 – 81 гг. до н.э. – Ю.Р.) и, вероятно, изображает самого царя» [1].
Для каких целей был изготовлен медальон? Скорее всего, барельеф следует рассматривать как центральную часть серебряного блюда, поскольку в эллинистической торевтике были широко распространены такие типы блюд, когда в центр помещался круглый медальон с рельефным погрудным изображением человека или божества. Парфянский мастер, изготовивший медальон, очевидно, подражал знакомым ему эллинистическим образцам блюд.
Но медальон попал в остяцкое святилище уже без блюда! Почему? Об этом можно лишь гадать. Видимо, ещё в древности барельеф был отделён от блюда и, как отдельный предмет, проделал путь из Парфии в Сибирь. Разумеется, не сам по себе, а торговыми путями, связывающими (возможно через посредников) западносибирские кулайские племена конца I тысячелетия до н.э. с государствами Ближнего Востока и, в частности, с Парфией[2].
Выставлен ли в экспозиции Эрмитажа медальон с изображением Готарза I, парфянского сатрапа сатрапов и могущественного правителя Вавилона? Не знаю. А вот посетители Колпашевского краеведческого музея могут заинтересованным взглядом прикоснуться к сибирскому следу парфянского царя!
Ю.К. Рассамахин
12.10.2017 г.
Источники
Дульзон А.П. Археологические памятники Томской области // Труды ТОКМ. – Т. 5. – Томск, 1956. [№ памятника - 527].
Кинжалов Р.В. Серебряная пластина с изображением парфянского царя // Советская археология. – 1959. - № 2. – С. 197-204.
Косарев М.Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. – М.: «Наука», 1974. – С. 138 – 145.
Могильников В.А. Находки из села Пиковки // Советская археология. – 1969. - № 3. – С. 254-259.
Плетнёва Л.М. Некоторые вопросы культуры и культурных связей населения Томского Приобья в конце I тысячелетия до н.э. – начале н.э. // Из истории Сибири. – Томск, 1975. – Вып. 16. – С. 5.
Чиндина Л.А., Яковлев Я.А., Ожередов Ю.И. Археологическая карта Томской области. Т. 1. – Томск: ТГУ, 1990. – С. 204.
[1] Кинжалов Р.В. Серебряная пластина с изображением парфянского царя // Советская археология. – 1959. - № 2. – С. 202.
[2] Могильников В.А. Находки из села Пиковки // Советская археология. – 1969. - № 3. – С. 254-259.