8 марта по традиции считается главным женским праздником страны и перед нами стоит непростой и очень волнующий вопрос. Выбор подарка для жены, мамы, сестры, дочери или коллеги бывает мучительным. Но ничто так не радует женщин, как прекрасные ароматы. Духи – это один из самых желанных подарков. С помощью ароматов легко подчеркнуть имидж, дополнить образ, создать определенное настроение и порадовать близкого или знакомого человека. Современный рынок ароматов – настоящий океан, в котором без рекомендаций профессионалов можно легко утонуть.
Первые парфюмерные композиции появились в Древнем Египте и Месопотамии. Клинописные таблички упоминают о женщине Таппути, овладевшей искусством дистилляции. Древнеегипетские жрецы использовали пахучие вещества в своих ритуалах, постигая с помощью благовоний тайны мироздания. Простые люди наносили масла с запахами на кожу, защищая её от солнца и обозначая подобным образом свой статус: например, элита египетского общества благоухала лилией. Изготовлением ароматных масел занимались и на Ближнем Востоке – их добывали при помощи прессования. Древние греки верили, что благоуханные средства – это дар богов.
Первые духи в нашем современном понимании – смесь душистых масел и алкоголя – были произведены в Венгрии в XIV веке. Их преподнесли в подарок королеве Елизавете. Существует предание, будто композиция с розмарином подняла с ног монаршую особу. Это во многом способствовало популярности «Воды королевы Венгрии» – дамы охотно опрыскивали себя цветочными духами.
В эпоху Ренессанса ароматное искусство особенно процветало в Италии, затем в XVI веке Екатерина Медичи привезла эту моду во Францию, которой суждено было стать парфюмерной страной. Особенно благоволила этому природа южных регионов – в производство шли душистые веточки лаванды и махровые бутоны роз, которыми были засеяны бескрайние поля.
В XX веке парфюмерные линии стали успешным коммерческим дополнением к одежде, и многие модельеры пригласили в свои модные дома парфюмеров. Тонкие непритязательные ароматы цветов отошли в прошлое. Тяжёлые шлейфы поначалу шокировали общественность, но потребитель быстро вошёл во вкус. Композиции становились более сложными, многогранными, сочетая в себе ноты цветов, фруктов, синтетических веществ. На рынок выпускали то подчёркнуто свежие ароматы, то душные парфюмы с тягучими восточными нотами. По самым скромным подсчётам количество парфюмерных брендов в XXI веке стремится к пятизначным числам.
Парфюмерия является отличным подарком, но имеет свои нюансы. Однако, стоит отметить, что прежде чем дарить такой подарок, следует узнать, какие ароматы нравятся человеку, или стоит посмотреть, какие парфюмы он уже использует, чтобы избежать неловкой ситуации.
А как обстояли дела в России? С петровских времен Россия налаживала крепкие торговые отношения со странами Европы. Развивать парфюмерное дело в Империю приезжали не только зарубежные мастера, но и отучившиеся на Западе соотечественники. В 1842 году в Москву прибы Альфонс Антонович Ралле и открывает здесь маленькую фабрику по производству мыла. Из Франции с собой он привез специалистов и дорогое оборудование — а еще принципиально использовал только французское и итальянское сырье. За 12 лет он значительно расширил дело, и к середине 1850-х его одеколоны, духи и пудра были безусловными хитами среди московских красавиц. Особым успехом пользовались композиции «Серебристый ландыш», «Источник любви» и «Парфюм де фурор». После отъезда Ралле на родину бизнес переняло семейство Бо: сперва отец Эдуард, а затем его сын Эрнест. К слову, именно последний стал автором культового Chanel №5. Среди других громких имен российской парфюмерной промышленности надо назвать кондитера Адольфа Сиу («Сиу и Ко») и Генриха Брокара, который придумал продавать дешевые подарочные наборы, чтобы продвигать товар среди широкой публики. Успех Брокара заработал ему статус поставщика Императорского Двора. В 1913 году он создает «Букет императрицы» в честь 300-летия дома Романовых. После революции аромат получит название «Красная Москва».