Чорон… Сколько раз его подносили молодым на якутских свадьбах! Скольких гостей встречали, наполняя священный сосуд до краёв терпким и хмельным кумысом! Ни одна церемония или праздник не обходились без присутствия чорона.
Сделан чорон якутским мастером из дерева простыми инструментами: топором да кривым ножом. А затейливый орнамент наносился специальными ножами, которые для непосвящённого называются мудрёно: кэрдэри, кэрэниэе анньяр, ойуулуур быхых. А само имя – «чорон» – произошло от «чорой» или «чорот», что по-якутски означает «держать поднятым вверх».
Привёз сосуд в Томск из экспедиции по Якутии в 1921 году и передал в музей Болеслав Петрович Юхневич. Вот именно с него, с этого священного сосуда, и началась якутская коллекция нашего музея!
Якутская экспедиция Б.П. Юхневича
В 1921 году при непосредственном участии научных сил Томска в Якутию с целью исследования её экономического и демографического состояния была организована «Северная экспедиция Народного комиссариата внешней торговли и Сибирского революционного комитета». Работа экспедиции продолжалась 14,5 месяцев, а результаты её послужили базой для анализа и планирования развития производительных сил Сибири.
В этой экспедиции принимал участие Болеслав Петрович Юхневич. Более того, он был назначен руководителем той части экспедиции, которая осуществляла экономические полевые изыскания. Такое доверие к Б.П. Юхневичу было продиктовано следующими обстоятельствами:
• за спиной у Болеслава Петровича уже был опыт работы по этнографическим исследованиям Якутии в 1914 году, когда Б.П. Юхневич находился там в ссылке за революционную деятельность;
• в момент формирования экспедиции 1921 года Б.П. Юхневич состоял на службе в Томском Совете народного хозяйства и занимался экономическими проблемами региона;
• одновременно Болеслав Петрович обучался на Факультете общественных наук в Томском университете, совершенствуя свои знания в экономике и статистике.
Во время экспедиции Болеслав Петрович проводил не только экономические исследования, но и этнографические наблюдения; он профессионально собирал предметы, отражающие яркие черты быта якутов.
Часть экспедиционных этнографических сборов Б.П. Юхневича (предметы, фотографии и другие изобразительные источники) поступили в Томский губернский музей в 1923 и 1924 годах. Тем самым было положено начало якутской этнографической коллекции музея, которая впоследствии пополнялась сборами других этнографов.
Среди привезённых из экспедиции этнографических предметов особое место, без сомнения, занимает чорон – священный сосуд народа Саха!
Чем же примечателен чорон в культуре якутов? Почему к этому сосуду у народа такое благоговейное отношение? Почему чорон – один из ярких персонажей якутского фольклора и любимый объект творчества художников?
Чорон, этот волшебный кубок народа Саха, неразрывно связан с якутским праздником летнего изобилия Ысыах. Вот и на графической работе художника В.С. Карамзина мы видим обряд питья кумыса, который готовился из кобыльего молока, хорошо утолял жажду, бодрил и обладал целебными свойствами.
В якутских преданиях само появление праздника Ысыах связывают с именем легендарного родоначальника Эллэя. Он был одинок, не знал родителей, был человеком мастеровитым. Эллэй первым изобрёл кумыс и посуду для его питья – чорон – кубок из дерева. Он же, Эллэй, первым устроил Ысыах. Впрочем, вот одна из якутских легенд, повествующая нам о начале якутского народа Саха.
Легенда об Эллэй-Боотуре, прародителе народа Саха
«Жил был человек по имени Охоной. И было у него две дочери. Одна красавица – Нурулдан Куо, а вторую звали Растрепанная Коса. Она была чёрная и некрасивая, зато очень работящая.
В поисках работы однажды к ним явился богатырь по имени Эллэй. Охоной оставил его у себя жить и работать. Так хорошо Эллэй у него работал, что старик захотел отдать ему в жёны свою красавицу дочь Нурулдан Куо. К удивлению Охоноя Эллэй выбрал другую дочь со словами: «Если хотите меня вознаградить, отдайте мне в жёны Растрепанную Косу».
Эллэй забрал свою жену и ушёл с ней на Север.
Спустя некоторое время старик Охоной захотел увидеть свою дочь и Эллэя. Очень долго он шёл и, наконец, увидел красивый белый дом – ураса, а вокруг дома бегают кони.
Элэй вышел из дома с деревянным чороном, наполненным кумысом, встал на колени, поднял чорон к небу с просьбой к обитателям Верхнего мира благословить его семью. Тут появились три белых лебедя и, троекратно покружившись над Эллэем, спустились и стали пить кумыс из чорона. Обрадовался Элэй, уселся с женою под деревом, стал пить кумыс, разговаривать и веселиться. Старик удивился, но присоединился к Эллэю. Три дня они ели, пили, веселились. Так произошёл первый Ысыах.
А Эллэй, с того времени, почитается как прародитель всех якутов».
Чорон и традиции современных якутских мастеров
Современные якутские мастера, изготавливающие деревянные чороны, трудятся над ними месяцами. Они выбирают подходящие берёзовые чурки, вручную придают дереву нужную форму, выбирают ножами сердцевину, наносят на сосуд узоры, как причудливые пояса. Чем больше таких поясов, тем ценнее чорон. Обычно чороны имеют три, семь, девять поясов. Древние якуты считали эти числа священными.
На деревянных чоронах орнамент выполняется в виде художественной резьбы по наружной поверхности сосуда. «Палитра» узоров достаточно широка: ребристая, или гребёнчатая, в виде трав. Используются орнаменты в виде сети, в виде ягоды, в виде волн, сердцеобразные орнаменты, орнаменты в виде косых линий… Каждый орнамент несёт определённый смысл. Например, ребристый – благодать, урожай.
Работа над чороном кропотливая. Здесь любая спешка может привести к непоправимым последствиям: сосуд может дать трещину, и вся работа окажется тогда напрасной.
Сегодняшние якутские мастера, занимающиеся изготовлением чоронов, часто собираются в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх». Цель одна – сберечь искусство изготовления волшебного кубка. И это искусство, по мнению мастеров, зиждется на трепетном отношении к инструментам и к орнаментации чоронов: редко кто рискнёт похвастаться использованием токарных станков в производстве: чороны по-прежнему ваяются вручную.
Чрезвычайно консервативно якутские мастера относятся к орнаментации. Они не позволяют себе здесь фантазировать, а скрупулёзно повторяют орнаменты древних чоронов, справедливо считая, что каждый орнамент несёт свой смысл и культурно-исторический код народа. А задача мастеров – этот код не исказить и, тем более, не разрушить. Вот почему для мастеров так значимы старинные чороны, которые хранят в себе культурные смыслы народа Саха.
Наш музей может гордиться, что один из таких старинных чоронов хранится у нас, в Томске. Сосуд, несущий в себе культурный код якутского народа.
Рассамахин Ю.К.,
старший научный сотрудник выставочного отдела ТОКМ