Гора Кулайка, с. Подгорное Чаинского района Томской области. Место первой находки Кулайской археологической культуры.
Виртуальная выставка «Под созвездием Большого Лося: тайны кулайского мироздания» рассказывает о жизни кулайцев, таёжных племен, современников скифов, расселявшихся по берегам великой сибирской реки Обь и ее притокам. Кулайская культура – одна из самых ярких в Западной Сибири. Свое название она получила по месту находки в 1920 г. «клада» необычных бронзовых предметов на горе Кулайка (Чаинский район, Томская область). Территория ее формирования – Нарымско-Сургутское Приобье, время существования – V в. до н.э. – V в. н.э.
Специфика культуры ярко проявляется в особом «кулайском стиле» бронзового литья – только ей свойственных изделий, выполненных в плоских ажурных, плоских сплошных и полых формах.
Изменение климата, увеличение площади болот, сокращение кормовой территории при росте численности населения вызвали в III–I вв. до н.э. массовые миграции кулайцев. В результате, на огромной территории Западной Сибири, от районов современного Салехарда на севере, до истоков Оби на юге, от правобережных районов Нижнего и Среднего Иртыша на западе, до правобережья Енисея на востоке сложилась кулайская культурно-историческая общность. С этого времени «война всех против всех» становится нормой их жизни.
Археологические следы кулайцев – поселения, городища, могильники, культовые места и клады – известны на всей этой территории. На протяжении тысячелетия облик культуры определялся набором предметных комплексов – оружия, глиняной посуды, бронзовой металлопластики.
Таежный мир – мир присваивающей экономики. Его основу составляют охота, рыболовство, собирательство. Наряду с этими видами хозяйственной деятельности, кулайцы освоили плавку металла (бронзы) и были первоклассными бронзолитейщиками.
Специфика культуры ярко проявляется в особом «кулайском стиле» бронзового литья – только ей свойственных изделий, выполненных в плоских ажурных, плоских сплошных и полых формах.
Они разнообразны по сюжетам: антропоморфные, изображающие лицо или фигуру человека; зооморфные, передающие изображения реального зверя – лося, медведя, бобра и фантастических существ подземного мира; орнитоморфные изображения птиц – орла, ворона, гагары; и сложные синкретичные образы, объединяющие в композиции разных персонажей (человека, птицу, зверя и пр.).
Кулайское литьё отражает мировоззрение и образ жизни таёжных рыбаков и охотников, органично включенных в круговорот Вселенной во всем многообразии – во взаимоотношениях их с ближайшим окружением и с мировым пространством.
Кулайская культура прекратила свое существование в V в. С VI века на территории Нарымского Приобья формируется новая археологическая культура – рёлкинская, названная по наиболее известному памятнику раннесредневековой эпохи – могильнику Рёлка (Молчановский район, Томская область). Рёлкинское население унаследовало традиции кулайцев в производственной сфере, культурной и духовной жизни. На новом витке исторического развития рёлкинцы достигли совершенства в бронзолитейном производстве. Они отливали антропоморфные личины, изображения птиц и животных, воинов и всадников из белой бронзы. Сегодня прямыми потомками наследия рёлкинской и кулайской культур являются коренные жители Приобья – нарымские селькупы.
Представители нового направления в искусстве – неоархаики – черпают вдохновение в образах и сюжетах древних кулайцев.
Мир кулайской культуры находит отклик в сердцах томичей. Популярным стал проект «Я кулаец!» (группы в социальных сетях вконтакте и фэйсбук ), где известные томичи примеряют на себя художественные образы кулайцев, созданные на основе трудов томских археологов. Автором проекта стала Алена Шафер, выступившая также художником выставочного проекта «Под созвездием Большого Лося: тайны кулайского мироздания».
Увидеть артефакты кулайской культуры вживую можно в Томском областном краеведческом музее на выставке «Под созвездием Большого Лося: тайны кулайского мироздания», а также в отделе музея – Музее кулайской культуры в с. Подгорное.