Единственная фотография за 12 мая в нашем революционном альбоме посвящена детской демонстрации. На снимке мы видим колонну детей, в сопровождении взрослых дам, вероятно, воспитательниц и учительниц, во время движения по улице Томска. Дети в руках несут несколько транспарантов; текст на транспарантах виден не очень отчётливо, но на некоторых кое-что можно прочитать: на одном написано «Всеобщее обязательное бесплатное обучение», на другом, предположительно, «Уважайте личность ребёнка».
Подобные праздники-демонстрации проводились в Томске в 1917 году неоднократно, но они нечасто попадали «в кадр», поскольку демонстраций, манифестаций, митингов и других подобных форм самовыражения людей всех возрастов, родов занятий, партийной принадлежности и так было в очень большом избытке.
Газета «Сибирская жизнь» анонсировала это мероприятие в № 99 за 11 мая. Сообщалось, что на следующий день, 12 мая, состоится сбор (средств) в пользу колоний (в то время под колонией подразумевались не исправительные учреждения, а оздоровительные) и площадок физического развития, а также шествие детей, которые должны будут собираться к нескольким сборным пунктам. Затем колонны детей должны соединиться у часовни, и после молебна направиться к Дому свободы. Конечным пунктом маршрута объявлялся «Дом развития» на Солдатской улице, где с детьми будут проведены беседы о значении здоровья, науки, а также о значении слова «свобода».
Газеты, издававшиеся в Томске в эти дни, не уделили большого внимания детскому празднику – они писали о более важных событиях, происходивших в жизни города Томска и Томской губернии, но проблематика всеобщего обучения и образования почти постоянно присутствовала в повестке дня. Значительное место на страницах местной прессы в мае месяце занимали репортажи с заседаний Губернского, Уездного и Городского народных собраний; как раз накануне, 7 мая на своё первое заседание собралось Городское Народное собрание (первое заседание Губернского Народного собрания состоялось 20 апреля, а Уездного – 26 апреля). Помимо выборов Президиума и председателя, прозвучали напутственные речи, о том, что ждёт народ от своих избранников. Один из них в качестве первоочередной задачи назвал введение всеобщего народного образования, и это был представитель Совета Солдатских депутатов Косарев. В этот же день, 7 мая, вопросы, так или иначе связанные со школьной и детской тематикой, рассматривали два других народных собрания. Томское губернское собрание заслушало доклад комиссии по делам церкви об отделении церкви от государства и от школы; Уездное народное собрание – доклад комиссии по народному образованию, посвящённое сразу нескольким важным проблемам: воспитанию детей дошкольного возраста и созданию базы такого воспитания (ясли-детский сад (тогда они назывались «очаги»-физкультурные площадки, а для ослабленных детей – колонии, летние и зимние). Также рассматривался вопрос управления системой образования и проблема внешкольного образования для разных категорий граждан. По этому вопросу, в частности, было признано, что высшей формой внешкольного образования является народный университет, в котором проводились бы разнообразные курсы и лекции, что дало бы возможность всем слоям населения приобщиться к науке и знаниям. Открытие такого университета для Томской губернии и Томского уезда при Доме Науки народные избранники сочли безотлагательной задачей.