О музее / Новости
12 декабря 2021

Уникальная выставка одного предмета ко Дню Конституции

День Конституции – это день принятия Конституции как государственного нормативного (правового) акта. Поэтому при смене Конституции меняется и дата праздника. 8 октября это день принятия так называемой «брежневской» Конституции 1978 года – она действовала до 12 декабря 1993 года, но те россияне, которые изучали Конституцию 1978 года в школе, конечно же, хорошо помнят выходной день 8 октября…
8 октября 2009 года в Томский областной краеведческий музей пришла томичка Лилия Денисовна Печень и принесла в дар вышивки, хранящиеся в её семье. В конце 1930-х годов их вышивала молодая женщина, родственница Лилии Денисовны – Клавдия Ивановна Хромулёва. Клавдия Ивановна была не просто хорошей вышивальщицей – она вела курсы по вышивке, хотя, к сожалению, знаем мы о ней до обидного очень мало. (фотография ТОКМ 13831). Фотография сделана в 1954 году. Прелестная молодая дама…
А теперь предлагаю посмотреть на вышивку. В нашем распоряжении пять разных вышивок выполненные в основном гладью. Но есть стебельчатый шов и французские узелки. Перед началом работы мастерица брала рисунок и тщательно разбирала его по цветам. Иногда она делала прорись и переносила её на ткань при помощи копировальной бумаги, иногда создавался сколок и тогда краска наносилась при помощи пудры (красящего порошка). На вышивке, заправленной в пяльца мы видим незавершённую работу и здесь виден карандашный набросок – контуры вышивки, внутри которой кладутся стежки. Стежки частично перекрывают друг друга. Видно, что при работе не используется настил и изображение получается довольно плоское. Зато такая техника позволяет показать переходы цветов, и вышивка не имеет резких границ.
За основу вышивки под названием «Конституция» был взят типографский плакат. Сейчас современные вышивальщицы использовали бы компьютерную программу, а нашим бабушкам приходилось уповать только на собственное умение рисовать. Можно только предполагать, как именно Клавдия Ивановна перерисовала контуры будущей вышивки на ткань. Для работы она могла использовать как покупные готовые нитки, так и нитки вытащенные из дорогих тканей – это тоже практиковалось для создания богатых и очень сложных по цветовой гамме вышивок. Маловероятно, что у Клавдии Ивановны была некая готовая схема для вышивки, хотя, безусловно, такие существовали. На что надо смотреть при изучении любой вышивки? Разумеется, на её изнанку. Вышивать двухсторонней гладью мало кто умел, да и расход нитей был в таком случае чрезмерно большим, но в изнанка должна быть аккуратной, без протяжек, торчащих нитей и узелков. Чем выше уровень мастерства вышивальщицы, тем чище, изящнее и аккуратнее изнанка.

Портрет К.И. Хромулёвой