16 мая в Асиновском краеведческом музее в рамках XXХIII Духовно-исторических Кирилло-Мефодиевских чтений прошел круглый стол-семинар, посвященный Году педагога и наставника.
Гостями мероприятия стали известные асиновцы Домнич Юрий Борисович, Данильчук Николай Александрович, Булатова Светлана Михайловна, Пангина Виктория Сергеевна. Приняли участие в обсуждении также священник Александр Денисов и Ефименко Сергей Викторович. Своими личными историями они «работали» на аудиторию слушателей из студентов техникума, для которых участие в публичных мероприятиях стало отдельным обучающим и воспитывающим мировоззрение приёмом.
Осмысленные личные истории получились действительно личными, стали достойным для общественного использования знанием и опытом для открытости к наставничеству или же решению становиться наставником. Была поставлена задача выяснить эмпирически, работает ли формула «наставник есть релевантный фактор жизненного успеха и состоятельности подопечного», и если да, то при каких условиях, и каков в этом случае собирательный образ учителя-наставника. Сразу же констатируем, что по общему признанию формат сработал на все сто.
Детальный анализ произошедшей «химии» разговора, сплава мудрости и гендерного задора не помешал бы, но он требует особых творческих усилий и времени. Вместе с тем, в рамках целеполагания, вполне достаточным представляется ограничиться эскизом собирательного образа человека, который, как в песне поётся, «нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера». Факт существования такого педагогического явления устами гостей мероприятия выявлен.
Юрий Борисович Домнич задал тональность разговора. Самородок от природы и социальной среды детства и юношества. Типичный представитель советского человека-коллективиста, который вновь востребован нашим обществом ныне. Сам, к слову, наставник огромному количеству своих подчинённых. Вроде бы, «сам себя сделал». Но и в его жизни был человек, придавший чудотворный импульс к его раскрытию как личности, заслужившей уважения горожан. Оказывается, по молодости, будучи токарем, водителем или мастером, он не был амбициозным в плане карьерного роста. Воспитанная рабоче-крестьянской средой скромность мешали увидеть ему своё будущее за горизонтом. С позиций современной методологии, когда труд делится на управленческий и производительный, блоки к преодолению барьера ко взятию ответственности управления на себя достойными представителями производительного сектора неуместны. И это так, несмотря на либеральною демагогию про элиту и толпу. В психологической ситуации неведения своих возможностей рядом оказался человек, старше его на двадцать лет, который сподвиг его получить высшее образование. Вооружившись знаниями научно-прикладного характера, Юрий Борисович и сам поверил в себя, и это ему, много давшему городу на посту руководителя в непростые времена, помогает жить простой и правильной жизнью в пример подрастающему поколению сегодня. А данное ему звание «Почётный житель города Асино» обязывает уже не его, а продолжателей его дела.
Данильчук Николай Александрович несет сегодня на своих плечах груз ответственности за Асиновский район. Как говорится, не до «сантиментов», нужно блюсти формальные признаки статуса. Раскрываться в личных переживаниях в такой ситуации может только сильный, владеющий собой человек. Как оказывается, ему не чужд самоанализ не ради преодоления комплексов, а для обретения новых сил на нелёгкой управленческой стезе. В его случае по молодости имела место самоуверенность, но на его пути встретился авторитетный на селе директор школы, уход под начало которого позволил «строптивому» специалисту успокоиться, отдышаться и продолжить жизненный путь в соответствии с призванием и с предначертанием свыше. В такой интерпретации услышанного нет пафоса, а есть восприятие его спокойного, осмысленного изложения с оглядкой на прошлое жизненной полосы препятствий, считывание осознания им своей силы духа в способности идти на компромиссы. Хотя тогда ещё не всё было проявлено на сознательных планах, как сейчас. Мудрость только заявляла о себе потенциально. Ну и его величество случай. Своеобразной подсказкой, что все идёт как надо, что ты психологически самоуправляем, стало испытание его как учителя начальной военной подготовки открытым уроком. Николай Александрович экзамен перед присутствующим на уроке его бывшим учителем НВП в четвёртой школе, выдержал. Ещё в школьные годы этому человеку он выдал «мандат доверия» быть для него колоссальным авторитетом, который в этой связи незримо вёл его восхождение. Дружеская взрослая похвала побудила будущего лидера района выйти на дистанцию развития как управленца. Сделаем ремарку: при всей концентрации внимания на персоне нашего гостя речь в данной части шла о магии наставничества.
Далее в нашем повествовании наступает необходимость эмоционально-смысловой гендерной перенастройки, ибо перед аудиторией, да и перед собой по-настоящему раскрылись молодые, красивые, относительно недавно поверившие в себя женщины, причём настоящие в традиционном понимании, несмотря на социально-статусное восхождение.
Булатова Светлана Михайловна состоялась и как мать, и как профессионал. Гордость своим взрослым сыном-офицером не напускная, искренняя и по делу, вызывает уважение. Роль первого руководителя в системе Сбербанка в асиновском кластере, давшаяся ей в строгом банковском менеджменте в жёсткой конкуренции компетенций, окрыляет её на познавательный рост, открывает в ней потребность и способность прививать молодым и не совсем людям финансовую грамотность, столь актуальную в нашу бурную цифровую эпоху. Дело ей по душе. Из того, как этого добилась, она секретов не делает. Олицетворением наставничества для неё стали школа как институция вообще, и третья школа в частности. Школа ещё советского характера, внушала в начальных классах страх перед нарушением дисциплины на уроке. Зато какое раскрытие себя и удовольствие от учёбы на следующих этапах школьной парты. А всё дело в том, что молодая учительница поверила, поддержала. Вероятности избаловаться не было, ибо прививка от этого искушения была поставлена в семье. Испытание бедностью, приученность к труду, организованность, дисциплинированность, помноженные на желание и способность учиться, помогают ей до сих пор. До сих пор открытость перед новым знанием, восприимчивость к актуальной информации – это её конкурентное преимущество. И ведь наставники всегда рядом в моменты, трудные больше в психологическом плане, нежели в освоении профессиональных навыков. В банковской деятельности, по словам Светланы Михайловны, куратор-наставник дорогого стоит. Не каждому иметь такового по силам, ибо это жёсткий тренинг в академичной обёртке. Как говорится, везёт тому, кто везёт.
Пангина Виктория Сергеевна личность в Асине медийная. Не всё в секрете её успеха можно рассмотреть на экране. Потому личная история в её исполнении ожидалась особо. Одно дело интервьюировать гостей своей студии, другое же — не прикрыться нечаянно профсекретами в роли респондента, да тем более, когда согласилась поведать о трепетном – о себе и при этом о хороших людях, ведущих её по жизни. В красноречивое умолчание ушла в её рассказе тема личной жизни, которая, безусловно, является мощным тылом. Наверное, это так, потому что традиционные семейные ценности прививались ей в семье с детства. В её рассказе не звучала тема трудностей. Естественным образом ориентация на познавательную деятельность, а не просто отучиться в школе, ей была свойственна изначально. Заслугу в этом она благодарно вручает своей бабушке, ветерану труда, труженице тыла. Вот и первый её наставник. Вторая школа, вне всякого сомнения, источник знаний и школа жизни, однако, очно обучаться в вузе не получилось. Пришлось ограничиться заочным образованием, тем не менее, распорядиться эрудицией, юмором в обретенной профессии журналиста удалось. Подспорьем к целеустремлённости стал наставник, Михаил Гаврилович Тюплин, взявшийся её опекать в том, чтобы она профессионально состоялась. Как благоговейно, искромётно и самоиронично она о нём вспоминает. Значит, наставник — мастер своего дела нужен, важен для тех, кто того заслуживает.
Существенные дополнения к разговору сделали отец Александр и Ефименко Сергей Викторович.
Конечно же, человек обязан быть способным заслужить Божьего водительства, но даже в повседневной светской жизни Бог не бросает его на произвол судьбы, он разговаривает с ним на языке жизненных обстоятельств. Появление в жизни наставника и есть ответ. По сану и по моральному авторитету такой «приоритет наставничества» озвучил отец Александр. На путь единения с Богом вставать нужно, но в этой перегруженной суетными проблемами жизни индивидуально это даётся с трудом, да и, как правило, через испытания. Наставником, сопровождающим человека в сложной, противоречивой жизни, полной искушений может и должен быть духовник. И тогда в идеале профессиональная деятельность будет служением людям и, как следствие, во благо себе как представителю рода.
Выпускник четвёртой школы, Сергей Викторович Ефименко не мог не проартикулировать образ-легенду школы «Бабу Катю», которая по определению была наставницей огромному числу юных дарований. В ряду её подопечных ему быть почетно. После такого личностного переживания убедительно и к месту прозвучал методологический тезис о том, что наставник наряду с обладанием знанием и опытом должен испытывать потребность поделиться ими.
Итак, что же касается собирательного образ учителя-наставника, если его не идеализировать и не романтизировать, то универсальный образ не вырисовывается. На поверку всё индивидуально, случайно и осознаётся это явление постфактум. Действует правило, к которому нужно быть открытым: в нужное время, в нужном месте на твоём пути окажется старший товарищ, который подаст тебе руку в ситуации восхождения по ступеням профессионального мастерства и личностного роста.
Круглый стол-семинар в какой-то степени подобен приемо-передающему устройству, настроенному на одну частоту. Есть все основания констатировать, что одна из частей, а именно рассказчики личных историй информацию и в чувственном, и в когнитивном регистре передавали, а вот восприняли ли слушающие? Признаков ответить положительно много. Формальная вербализация их уместна и необходима, но не достаточна, ибо ничто не способно передать атмосферу мероприятия, нежели само участие в нём.
И тем не менее. Открытость к восприятию имела место быть в репрезентативном объёме. Наряду с прочим, видимо, сработала предварительная следующая установка модератора. Молодым людям порой не дано понять старших в режиме резонанса, так как им неведомо ещё всё то, что те пережили, но они обязаны услышать, принять или не принять, потому что само старшее поколение хорошо понимает молодых, ибо побывали в «их шкуре». Воспринимайте впрок, берите на ум и чувства, включите эмоциональный интеллект. Одним словом: работайте. Мечты сбываются, когда их хорошо спланировали на фундаменте предшественников.
Студенты внимательно и заинтересованно слушали, иначе не было бы энергетической подпитки рассказчикам. Разговор требует продолжения.
Авторский коллектив Асиновского музея.