О музее / Новости
14 августа 2025

Томский областной краеведческий музей представляет 20-й том своих научных трудов

Традиции и новаторство – две стороны одной медали. Очень часто они находятся в противоречии, но при этом всегда дополняют друг друга. За последние два-три десятка лет наше общество постоянно штормит от новаторских изменений; традиции, где-то по неведению, а где-то по малоумию частенько обзывают косностью и замшелостью. Опять звучат призывы «сбросить Пушкина с корабля современности». Только столетие назад футуристы поводом для этого называли устаревшую эстетику Александра Сергеевича, а нынешние апологеты IT – использование поэтом гусиного пера, которое, в отличие от клавиатуры, якобы неспособно к рождению современных ценностей.

Это относится и к музейной сфере, где, по оценке корифея отечественной музеологии и полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» М.Б. Пиотровского, «ложные иллюзии превратились в виртуальный спам, интеллигенцию сменил самопровозглашённый «креативный класс», мучительный поиск истины превратился в хулиганские флэшмобы, искусство сдалось пиару». Новое поколение революционеров под актуальным лозунгом «Активно используйте современные технологии!» объявляет главными задачами музейной деятельности «расширение образовательной роли музеев», «повышение доступности культурных ценностей для широких слоёв населения», «развитие музейного туризма», «создание комфортной среды для посетителей» и т. д., и т. п.

Пресловутая цифровизация становится не только средством, но и целью музейной работы. Было: «Искусство – ради искусства». И это порицалось. Теперь: «Цифра – ради цифры». И это не только приветствуется, но и насильно насаждается.

О главнейшей цели, которая и вызвала к жизни такой социальный институт как музей, а именно – комплектование, хранение и научное изучение культурного наследия народов России, сегодня почти не говорят. Или говорят в уничижительно-вульгарной форме, презрительно обзывая музеи «хранилищем артефактов». Очень созвучно с «овощехранилищем».

«Традиционные ценности – это фундамент здорового общества». Вдумайтесь в эту давно уже сформулированную аксиому.

Новая идеология музейной деятельности в России, призывающая превратить музеи исключительно в «площадки для образования, дискуссий и творческой активности» и отрицающая традиционные социальные задачи этих учреждений, уже сегодня привела к серьёзным проблемам в отрасли. Сохранение высокого общественного статуса российских музеев и в стране, и в мире возможно лишь при сохранении традиционных (можно даже сказать – классических) форм деятельности, в том числе наиглавнейшей из них – научно-исследовательской. Для основной оценки деятельности и музейных учреждений, и музейных работников должны стать не натужно-оптимистичная полихромность и мультимедийность официальных сайтов, не количество пресловутых постов и квестов, а традиционный, десятилетиями проверенный критерий – количество и качество научных публикаций. В том числе «на бумажном носителе», как неуклюже и оскорбительно для традиционного русского языка выражаемся мы сегодня.

Такой традиционный академический подход продемонстрировал на днях Томский областной краеведческий музей, выпустив в свет 20-й том своих научных трудов.

Сегодня ТОКМ, активно внедряя современные формы музейной деятельности и общественных коммуникаций, не отказывается от изначально присущих музейным учреждениям научных и культурно-образовательных практик. К этому обязывает и солидный возраст учреждения (105 лет), и долгая история его книжной серии «Труды Томского музея». В зависимости от официального названия учреждения они назывались и «Труды Томского краевого музея», и «Труды Томского государственного объединённого историко-архитектурного музея», и «Труды Томского областного краеведческого музея». Но при смене названий неизменным оставалось главное: авторы этой книжной серии вносили серьёзный вклад в гуманитарное и естественно-научное сибиреведение, а Томский музей признавался научным и музейным сообществами одним из серьёзных исследовательских учреждений Сибири.

Конечно, издание серии научных трудов ТОКМ не было равномерным и всегда благополучным процессом. Вместе со страной учреждение переживало все взлёты и падения прошлого столетия.

Во-первых, более половины срока своего существования – 54 года из 105 – музей вообще не представлял обществу в печатном виде результаты своей деятельности. Пустыми были сталинские 1932–1955 гг. (между 4-м и 5-м томами) и брежневские 1964– 1993 гг. (между 6-м и 7-м томами). В эти периоды научная музейная деятельность, как и ныне, тоже отодвигалась на второй, если не на третий план.

Во-вторых, даже в благополучные для научно-исследовательской и научно-издательской активности периоды тематический вектор определялся официальной идеологией. К примеру, целые десятилетия советские музея (включая, разумеется, и Томский краеведческий) должны были проводить и проводили активную антирелигиозную пропаганду, а музейные работники под строгим оком парторга строем шли записываться в «Союз воинствующих безбожников». Но наступил очередной исторический поворот, и те же самые музеи, стерев с икон многолетнюю фондовую пыль, бросились организовывать прежде запрещённые выставки в поддержку возрождаемого православия, а те же самые сотрудники побежали приглашать святых отцов для благословения своих богоугодных экспозиционных проектов.

Или такой пример. Государственная идеология менялась, меняется и будет меняться – это непреложный социальный закон. Его ещё древнегреческий мыслитель и естествоиспытатель Гиппократ сформулировал: «Vita brévis, ars lónga» (дословный перевод с лат. – «Жизнь коротка, искусство [наука] вечно»). Наши предшественники на музейном поприще тратили уйму времени и сил для организации грандиозных выставок к годовщинам Октябрьской революции (или Октябрьского переворота – тут уж как угодно читателю) – к 10-й, 20-й, 30-й и далее до горбачёвских времён. Сколько было помпы и пропагандистского треска! Но пришло время – и на самом высоком уровне музейного сообщества зазвучала критика, что «вся музейная деятельность в СССР свелась к иллюстрированию «Краткого курса истории ВКП(б)»»

Сегодня никто уже эти официозные выставки не помнит, они остались только на пожелтелых листах тематико-структурных и тематико-экспозиционных планов, когда-то проходивших обязательное согласование в идеологических отделах партийных комитетов, а ныне за невостребованностью пылящихся в музейных архивах. Безбожно устарели и выпущенные в те же десятилетия музеем агитационные брошюрки, которые нынче представляют только библиографический интерес для коллекционеров советского агитпропа и кураторов выставок по истории СССР. Они полностью выпали из актуальной действительности, превратившись в бренд умершей эпохи. А вот опубликованные тогда музеем научные статьи и монографии остаются в рабочем строю, научное сообщество активно ими пользуется именно как источником актуальной информации.

Есть все основания верить, что и новая книга Томского музея встанет в тот же ряд нужных и важных источников по истории Томска, Томской области, Западной Сибири, которые будут востребованы не только сегодняшними, но и завтрашними исследователями.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому не будем сейчас представлять новое издание библиографическими формулировками и рецензиями, а просто опубликуем его содержание:


Я.А. Яковлев. В русле традиции и по классической схеме (предисловие)

Томская земля в древности,
средневековье и этнографической реальности

Я.А. Яковлев. Городище Кондрашкина Акка I – территория металлообработки
кулайской культуры в Притымье.
Д.В. Селин. Керамика кулайской культурно-исторической общности
с городища Кондрашкина Акка I: особенности технологии.
А.И. Боброва. Костюм и украшения селькупских женщин XVII в.
О.М. Титова. Лодки-долблёнки Нарымского Приобья.

Сибирская земля в феодальную эпоху

О Томске и томичах. Сост. Я.А. Яковлев.
А.А. Алябина. Управление Томском от основания острога до образования
губернии: персоналии.
А.Ю. Бобровский. Реформы генерал-поручика И. Шпрингера: рождение
сибирского линейного казачества.

Томская земля в эпоху капитализма

О Томске и томичах. Сост. Я.А. Яковлев.
Е.А. Андреева. На французском о Томске (XIX – начало XX в.).
И.А. Евтихиева. Онуфрий Великий.
Е.В. Гоппе. Естествоиспытатели Тюменцевы.
А.В. Журавлёва. Автобиография (предисловие: Я.А. Яковлев. «Чувства и
впечатления» томички – документ эпохи).
Л.Н. Приль. Томский сад Буфф: к характеристике театральной площадки
(1907–1923 гг.).

Томская земля в советское время

О Томске и томичах. Сост. Я.А. Яковлев.
Я.А. Яковлев. Василий Арсеньевич Величко – «таёжный Кихот».
С.И. Толстов. От Ксеньевки к Асину: исторический транзит.
О.Д. Грудинина. Воспоминания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в
архиве Томского областного краеведческого музея.

Томский областной краеведческий музей вчера и сегодня

А.С. Помыткин. Константин Иванович Полежаев: препаратор и научный
сотрудник Колпашевского краеведческого музея.
Ю.К. Рассамахин. Музей в условиях антикризисного управления: Светлана
Ивановна Зоркальцева, Валерий Николаевич Уйманов.
С.В. Бубнова. Модернизация музейной библиотеки в современных условиях (на
примере библиотеки Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова).
Е.Г. Силкина. История информатизации ТОКМ.

Юбилеи

Я.А. Яковлев. Рядовой науки археологии (к 75-летию А.И. Бобровой).
Е.А. Андреева. Музейщик с «таёжной» фамилией (к 75-летию Ю.К. Рассамахина).
Я.А. Яковлев. Археолог! (к 70-летию Г.И. Гребневой).

Некролог

Я.А. Яковлев. Он больше не позвонит мне рано утром. (Вместо некролога Сергею
Лазареву).


Осенью электронная версия нового издания музея будет представлена на его официальном сайте. А пока приглашаем всех интересующихся сибирской историей в музейную библиотеку.

Сотрудники Томского краеведческого музею продолжают научные исследования, расширяя источниковую базу сибиреведения и поддерживая авторитет своего учреждения. Уже готов к печати «Каталог перстней (XVI–XVII вв.) из археологического собрания Томского областного краеведческого музея», начата работа по формированию 21-го тома научных трудов.

Жизнь продолжается. И творческая деятельность Томского краеведческого музея в том числе.

Я.А. Яковлев,
составитель, ответственный
редактор и соавтор 20-го тома