«Школа экскурсовода» в Музее боевой славы 19-й гвардейской стрелковой дивизии
Когда сегодня по телевидению и в прессе «большие»
люди спорят о возникновении и воспитании патриотизма,
он рождается здесь, в школьных музеях…
17 ноября 2016 г. на программах «Школы экскурсовода» побывало 48 участников из 15 школьных музеев города. Ребята и их наставники не побоялись начавшихся морозов и не пожалели об этом: нас ждала вдохновенная экскурсия по обновленной экспозиции музея, существующего в школе уже более сорока лет. (сайт школьного музея museum19.tom.ru)
Руководитель музея Анатолий Григорьевич Полтанов рассказал нам об истории создания музея и боевом пути 19-й гвардейской стрелковой дивизии, вместе с экскурсоводом мы «побывали» на местах боев, ведь большинство предметов – подлинные свидетели военных лет.
Большой интерес вызвала реконструкция блиндажа, мы увидели его устройство и узнали, почему в известной военной песне поется: «землянка наша в три наката». Знакомое, даже для сегодняшних первоклассников, слово «планшет» приобрело новый смысл после знакомства с военными планшетами, хранившими карты и планы военных действий. Вот перед нами – мина -«хвостушка», найденная в экспедиции. А ведь тогда она была начинена смертельным зарядом и могла преградить опасный путь юных поисковиков. Поразило также то, что и сегодня такие мины применяют на Донбассе...
Экскурсия была необычной, учебной, мы узнали много интересных и полезных фактов, которые помогут в дальнейшей музейной и исследовательской работе.
В первой смене экскурсия дополнилась воспоминаниями прежнего руководителя музея, Валентины Григорьевны Пшеничкиной, автора книги о боевом пути 19-й гвардейской стрелковой дивизии. Валентина Григорьевна рассказала о том, что во время поисковых экспедиций отряда «Сибиряк», поражало сердечное отношение людей, узнававших о том, что приехали именно «томчане» (еще говорили тόмичи), а бойцов, защищавших их родные деревни и села, они помнили поименно…
Домашнее задание в этом учебном году – творческая работа на тему прошедшего «путешествия» (эссе, сочинение, рисунок, стихотворение…). Выполнение задания помогает лучше запомнить увиденное и услышанное, продолжить самостоятельное знакомство с темой, развить творческие способности. После пешеходной экскурсии по маршруту «Улица Дворянская (Равенства, Гагарина) – Площадь Соборная (Благовещенская, Батенькова) – Богородице-Алексеевский монастырь» свои работы представили учащиеся 18 гимназии и 42 школы, большую коллективную работу - рисунок собора - готовят ребята из музея СОШ №11.
До новых встреч, экскурсоводы!
Руководитель проекта, научный сотрудник
ТОКМ им. М. Б. Шатилова Е.И. Доровенчик