Данная выставка - это отчет о результатах первой арт-резиденции из пяти, которая состоялась в августе-сентябре 2021 года в селе Нарым.
Задачи арт-резиденций — выстроить диалог с представителями местных сообществ и совместно комплексно осмыслить территорию, представить её в виде художественного высказывания.
Руководителем первого проекта «Арт-Острог «SiberiЯ» «Музейная творческая ссылка» стал Святослав Перехожев, а участниками — томские исследователи: кандидат архитектуры Ольга Воронина, магистрант-культуролог ТГУ Михаил Полугородний, старший научный сотрудник ТОКМ Татьяна Назаренко, томский дизайнер Павел Богданов, а также художники Викентий Нилин (г. Москва) и Денис Русаков (г. Тара Омской области).
В экспозицию вошли фотоотчёт о работе команды и творческие произведения, возникшие благодаря этой экспедиции.
Предваряет выставку «Корень «Нары́м» выставка по результатам исследований проведенных в Нарыме методическим отделом «Центра развития городской среды Томской области» несколькими годами ранее.
В ней рассказ о прошлом Нарыма и размышления о перспективах его развития. Этот материал позволяет глубже понять суть происходивших в арт-резиденции событий и произведения художников.
С приветственным словом к участникам презентации обратился и.о.директора Томского областного краеведческого музея им.М.Б.Шатилова Константин Ширко.
Так же своими ощущениями от пребывания в Нарыме поделились участники первой арт-резиденции.
Так Ольга Воронина рассказала, что для нее Нарым олицетворяет то время, когда реки были дорогами.
- Это совершенно другой менталитет, совершенно иной образ жизни и совершенно иное государство. Нарым по сути является артефактом того времени и для меня он некий ключ для понимания, что такое Сибирь. Говорят, что древнерусские поселения формировались вокруг замков феодалов. Нарым показывает, что на самом деле, чем дальше от замков феодалов, тем лучше и спокойнее. Люди живут охотой, рыбалкой, собирательством и ритм их жизни совпадает с природным.
По ее словам, главным ее открытием стало то, что они приехали с задачей вдохнуть новую жизнь в Нарым, а оказалось, что главное это — просто сохранить ту атмосферу, которая там есть.
- Это еще большой вопрос, кого спасать надо!
Павел Богданов:
- В Нарыме мы проводили интервью с местным населением, смотрели разные «заброшки». Привезли оттуда много разных артефактов. Сделали плакаты туристические. Я понял, что можно сделать туристический проект Нарыма. Понятно, что туда массовый турист не поедет. Это будет такой туризм не для всех. Инди-туризм, как я для себя придумал это назвать, от слова independent. В советское время туда регулярно ходили теплоходы. Потому что музей был достаточно известный по понятным причинам. Там в ссылке был Сталин. Потом, в 90-е-нулевые все это подрастерялось. Сейчас есть интерес. Но трудно добраться, что подрезает возможность туризма.
Денис Русаков, художник из города Тара Омской области написал в Нарыме картины в примитивистском стиле, которые Вы можете увидеть на выставке. А еще он придумал арт-объект, который и стал во многом основой для названия выставки: огромный корень дерева, выброшенного на берег, установленный на территории нарымского музея корнями вверх. Получился отличный арт-объект. Простой, говорящий. И про корни. И про то, что мы их теряем.
Познакомиться с результатами пребывания арт-резиденции в Нарыме, а также узнать больше об этом интереснейшем месте, Вы сможете до конца этой недели в головном музее ТОКМ.
Вход свободный.