О музее / Новости
23 сентября 2021

Первая творческая ссылка в Нарыме

Зачем нужны арт-резиденции? Чтобы вдохновить художников и ученых, чтобы местные жители почувствовали «дыхание мира» и возможность изменений, наконец, чтобы музей был не только поставщиком культурных сервисов, но и лидером, аккумулирующим идеи для развития места.

Проект «Арт-Острог SIBERIЯ. Музейная творческая ссылка» — победитель грантового конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

В Нарыме завершилась первая арт-резиденция проекта «Арт-Острог SIBERIЯ.  Музейная творческая ссылка». Команда из 6 участников, среди которых историки, художники, антрополог и дизайнер, провела в Нарыме 12 дней. 

Резиденты знакомились с культурными ресурсами места, историей и повседневным бытом нынешних жителей поселка. Результатом работы творческой лаборатории стали наблюдения и исследования участников арт-резиденции, которые станут фундаментом поиска новых смыслов и образа территории.

Проект «Арт-Острог SIBERIЯ» реализуется на базе Томского областного краеведческого музея имени М. Б. Шатилова. Это целая серия арт-резиденций, которые пройдут на территории 4 удаленных отделов музея – в селах Нарым и Подгорное, в городах Колпашево и Асино. 

Задачи проекта:

– осуществить комплексное осмысление территории с точки зрения истории места, культурного и природного ландшафта 

– поставить эксперимент, в котором музей становится проводником «других» и даже «чужих» людей в жизнь и проблемы места 

Художники и ученые знакомятся с жителями, выявляют болевые и перспективные точки, представляют свое видение ситуации в форме художественных произведений и стратегических разработок. 

В первую очередь, речь, при этом, идет об обновлении роли и позиции музея — здесь должны храниться не только «консервы прошлого», но и создаваться новые идеи и проекты, захватывающие жителей, вовлекающие туристов, важные для профессионалов.

Вот мнение и позиция директора Томского краеведческого музея, руководителя проекта «Арт-Острог» Святослава Перехожева: 

  • Удаленные отделы нашего музея в их нынешнем состоянии часто находятся вне поля интереса местных сообществ. Мы задаем себе вопросы: как придать музею новый тип лидерства, сделать его актуальным и модным местом? Для нашего музея это новый проект и своего рода эксперимент, так как нет готовых рецептов, механизмов, дающих возможность почувствовать актуальные запросы людей. Будем надеяться, что результатом работы арт-резиденций станет переосмысление роли и значимости территорий».

Георгий Никич, член правления Международной ассоциации искусствоведов АИС стал куратором проекта. 

Ключевым партнером проекта стала Ассоциация менеджеров культуры (Москва). Ее исполнительный директор, Инна Прилежаева, взяла на себя обязанности со-руководителя проекта. 

«Как краеведческий музей может стать значимым на территории и говорить не только о прошлом, но и стать местом производства творческих проектов? На этот вопрос мы ищем ответ через механизм арт-резиденций. Проект призван задать новый контекст деятельности краеведческого музея, который переосмысляет повседневность людей в культурный феномен», считает Инна Прилежаева.

Первый этап серии арт-резиденций прошел на базе Нарымского музея политической ссылки. 

В состав резидентов вошли: 

  • Викентий Нилин, художник (г. Москва), 
  • Татьяна Назаренко, научный сотрудник ТОКМ (г. Томск), 
  • Ольга Воронина, ученый, историк градостроительства (г. Томск), 
  • Денис Русаков, художник (г. Тара, Омская обл.), 
  • Павел Богданов, дизайнер (г. Томск), 
  • Михаил Полугородний, магистрант-антрополог (г. Томск).

«Художники Викентий Нилин и Денис Русаков вместе с жителями Нарыма создали оригинальный арт-объект и установили его на территории музея. На один пень, ставший пьедесталом, поставили другой большой пень корнями вверх. Корни в почве ведут к корням в воздухе. Это – метафора потери современности: ценности прошлого важно научиться конвертировать в видение будущего», — отметил куратор проекта Георгий Никич.

Еще одним из результатов работы арт-резиденции стало создание дизайнером Павлом Богдановым авторского шрифта, стилизованного герба Нарыма и дизайна сувенирной продукции, отражающих местную традицию работы с деревом. 

«Я думаю, что главное в развитии этого проекта сделать так, чтобы местные жители по-другому посмотрели на музей, начали относиться к нему не просто как к хранилищу артефактов и информации о прошлом и других людях. Хотелось бы, чтобы музей стали восприниматься иначе: чтобы он был местом про настоящее и про них самих, про их интересы, местом, где можно вместе создавать», отметила Алиса Максимова, научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева.

 Следующим летом арт-резиденции состоятся и в других филиалах Томского краеведческого музея – в Асино, Колпашево, селе Подгорном Томской области. 

   

Для справки:

Томский областной краеведческий музей имени М. Б. Шатилова — крупнейшее учреждение культуры на территории Томской области. В настоящее время в структурный состав учреждения, помимо головного музея, входят: архив, библиотека, реставрационные мастерские, планетарий, два музея на территории города Томска и пять на территории Томской области. В 2020 году Томский областной краеведческий музей стал победителем конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина с проектом «Арт-Острог SIBERIЯ».

Ассоциация менеджеров культуры — единственная в России профессиональная организация — культурная сеть национального масштаба, которая объединяет экспертов, консультантов и менеджеров социально-культурных проектов и ставит своей целью формирование и развитие современных стандартов управления культурными процессами.

C 2012 года Ассоциация менеджеров культуры является инициатором и организатором информационных, образовательных, проектных мастерских, семинаров и дискуссионных сессий, целью которых является распространение знаний и разработка конкретных проектных идей, связанных с развитием арт-резиденций в России. В портфолио реализованных проектов: международная программа обмена арт-резиденциальными практиками «Встречный АР-Импульс» (2012 – 2013), арт-резиденция «Сделано в Звизжи» (2012-2015) в сотрудничестве с Проектом «Никола-Ленивец», а также разработка методического пособия по организации арт-резиденций «Арт-резиденции: Встречный импульс».

В качестве заставки к материалу использована работа участника Арт-резиденции, дизайнера Павла Богданова.