О музее / Новости
28 декабря 2016

Напишем «пейзаж после битвы»?

Дневник проекта «Томск:Пейзаж после битвы (?)»

 

Напишем «пейзаж после битвы»?

 

Знатоки живописи причисляют пейзаж к жанру изобразительного искусства, в котором объектом выступает первозданная или преображённая человеком природа. Пейзаж пишется не только с натуры, но и с предварительно сделанных этюдов, различных эскизов и, самое главное – с той картины, которая сложилась в голове художника.

 

А если голов много? И картин много? Как собрать эту мозаику многоцветных представлений, нюансов, убеждений в единое целое? Объединить в колоритный пейзаж? Да не просто в пейзаж, а в пейзаж ПОСЛЕ БИТВЫ?  

 

Сейчас усилия команды проекта «Томск: пейзаж после битвы(?)», который реализуется  в рамках грантового конкурса «Гений места» Российского фонда культуры, подчинены именно сборке пейзажа.

 

«Сборка пейзажа» – отнюдь не метафора, не абстрактный оборот речи. Собрать воедино пейзаж из порой противоречивых представлений о роли Томска, обойдённого железной дорогой, об антагонистических мифах, рождённых здравыми и больными умами, о громадье планов, направленных на поиски исключительности Томска. Исключительности исторической, экономической, научной, культурной… Да мало ли ещё какой исключительностью могут наделить Томск разные люди? Вот и попробуй, разберись с этой палитрой мифо-исключительности и сложи её в гармоничный пейзаж! В пейзаж природы, преображённый человеческим мифотворчеством и фантазией. 

 

Задача сложная, что и говорить! Велик соблазн оставить многоликую мозаику так, как она есть. Без сборки. Просто вывалить её на головы томичей: пусть сами разбираются с многоавторским многоцветьем и сами же пишут свой пейзаж так, как им заблагорассудится! Демократично ли это? Вполне! Но, станут ли томичи разгребать эту эклектическую мешанину, «любезно» предоставленную им? Сомнительно.

 

Не потому ли авторский коллектив проекта объявил конкурс дизайн-проектов  экспозиции «Томск: пейзаж после «битвы»(?)». Цель конкурса понятна: на основе концепции, выстраданной членами авторской группы, предложить художникам-дизайнерам набросать эскиз будущей экспозиции для будущего живописного полотна. И так, чтобы этот эскиз был ярок, загадочен, наполнен интригой и… понятен.     

 

Но, может быть, созданием эскиза стоит заняться всем томичам, неравнодушным к истории города, а не только профессиональным художникам-дизайнерам? В конце концов, любой томич может предлагать свои эскизы, написанные или нарисованные в любом формате: хоть на основе компьютерной графики, хоть на ресторанных салфетках, хоть на галстуках, хоть на рукавах рубашек… А что? Не одним же поэтам дозволено писать стихи на манжетах!