О музее / Новости / Центральный государственный музей Томской области
24 июня 2025

Владимир Анатольевич Фадеев

Музейный чат горестно выдохнул: «Коллеги, сегодня скончался Фадеев Владимир Анатольевич, реставратор от бога, проработавший в музее, можно сказать, всю свою жизнь…»

Сказать, что это известие было ожидаемым, - язык не поворачивается. Да, Владимир Анатольевич болел. Болел тяжело. Да, так называемый «возраст дожития» мужчин-пенсионеров остался за спиной. Но недалеко В.А. Фадеев от него ушёл, ему едва-едва перевалило за семьдесят один. Он чувствовал огромное желание жить и работать. Кажется, вот совсем недавно мы с ним, в рамках Реставрационного совета, живо обсуждали насущные проблемы сохранности музейных предметов…

Когда коллеги называли Владимира Анатольевича «реставратором от бога», они не лукавили. И дело здесь не только в том, что В.А. Фадеев с неизменным интересом всматривался в новейшие материалы по проблемам реставрации и постоянно повышал свою квалификацию (например, в Отделе научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа, в омском ГУК «Музее им. Врубеля»…) Музейщики не дадут соврать: объём отреставрированных предметов, который выходил из-под рук Владимира Анатольевича, порой перекрывал все мыслимые нормативы. И не только вследствие высочайшей квалификации реставратора, но и вследствие любви к своему делу.

Аура авторитета Владимира Анатольевича не замыкалась стенами Томского областного краеведческого музея. Он охотно делился своими профессиональными навыками с коллегами из других российских музеев. И вовсе не случайно в этой связи выглядит, например, оценка хранителей   Государственного художественного музея Алтайского края, когда те констатировали, что «приезд к ним томского художника-реставратора В.А. Фадеева явился важным событием в решении задач по сохранению и реставрации музейных предметов декоративно-прикладного искусства». И впрямь: буквально в течение нескольких дней Владимир Анатольевич провёл  профилактический осмотр экспонатов из коллекции металла и выявил произведения, требующие реставрационного вмешательства;  провёл реставрационную чистку десяти предметов декоративно-прикладного искусства из коллекции культового медного литья XIX-XX веков, среди которых были иконы «Богоматерь Одигитрия», «Николай Чудотворец», «Огненное восхождение Ильи Пророка», «Облачное Успение», а также напрестольный крест «Распятие». Процесс чистки включал в себя работы по удалению активной коррозии металла и плотных поверхностных загрязнений а также некоторых следов бытования. Алтайские коллеги-музейщики при этом с благодарностью отметили: «Несколько дней Владимир Анатольевич занимался реставрационной работой, заодно делясь советами и рекомендациями по уходу за произведениями. От специалиста коллектив хранителей коллекций узнал о многих нюансах искусства реставрации».

Согласитесь, такой отзыв дорого стоил. В том числе – и для авторитета Томского областного краеведческого музея, специалистом которого являлся Владимир Анатольевич!

Мы помним Владимира Анатольевича по совместным археологическим экспедициям. Помним ту тщательность, с которой он вёл раскопки и ту скрупулёзность в зачистке горизонтов культурного слоя. А руководитель экспедиций Я.А. Яковлев, будучи уверенным вот в этой скрупулёзности В.А. Фадеева, без сомнений ставил его на ответственные участки археологического раскопа.

Удивительное сочетание чувства юмора и трезвых суждений ­– это ещё одна черта В.А. Фадеева, которая подкупала и, порой, обескураживала. В связи с этим вспоминается характерный эпизод, который произошёл в нашем музее во время работы одного из масштабных форумов – «Открытых экспозиционных мастерских». Сюда тогда съехались креативные музейщики с бескрайних российских просторов (от Владивостока до Москвы) и, даже, из Румынии. И вот, во время бурного обсуждения, какое бы название придумать для выставки о сибирском чайном пути, кто-то из неуёмных «креативщиков» неожиданно предложил: «А, давайте, назовём эту выставку о чае так: «Как Сибирь подсадили на травку». Что тут началось! Чуть ли не час музейщики обсуждали это провокационное название. Оно привлекало, оно вызывало возмущение и восхищение! Оно, это название, генерировало новые предложения…

И тут доселе невозмутимо сидящий за столом Владимир Анатольевич отрезвляюще произнёс: «Давайте-ка уберём из этого названия слово «травка», поскольку выставка – о чае, а чай – это не травка, а кустарник». В аудитории наступила глубокая пауза и, через паузу, – громкий хохот! Смеялись над собой: и впрямь столько времени потратили на некорректную формулировку названия. А Владимир Анатольевич добродушно улыбался…

Сейчас нам будет так не хватать его доброй улыбки, его умелых рук и дельных советов…

  

Ю.К. Рассамахин.