22 декабря 2017 года совместный десант Томского областного краеведческого музея и Северского кадетского корпуса высадился в Асино.
Собственно говоря, первоначально ни принимающая сторона – Музей Асиновского военно-пехотного училища при городской школе № 1, ни приезжающая – сотрудник Томского областного краеведческого музея, куратор проекта «Сибиряки вольные и невольные» Назаренко Т.Ю. и кадет Северского кадетского корпуса, не подозревали, что встреча окажется столь важной и поворотной.
Дело в том, что Музей Асиновской СОШ № 1, существующий более 40 лет, обладает большой и интересной коллекцией. За годы существования сотрудники музея собрали материалы о сотнях выпускников Асиновского военно-пехотного училища. Здесь и портреты, и биографии, и записи встреч, и личные вещи. Все это богатство достойно представлено в экспозиции музея. Но ни руководитель музея – Светлана Валентиновна Генераленко, ни школьный актив не собираются почивать на лаврах. Они обратились за методической помощью в Асиновский краеведческий музей, а его заведующая – Алевтина Сергеевна Акимова, стараясь выполнить свою работу как можно более качественно, решила пригасить на встречу представителя проекта «Сибиряки вольные и невольные». Встреча, прошедшая в ноябре, настроила асиновцев на продолжение сотрудничества. В числе прочей информации Т.Ю. Назаренко упомянула, что она с 2014 года ведет при Северском кадетском корпусе школу устно-исторического исследования, и в этом году прошел уже третий набор слушателей.
– Можем ли мы пригласить на встречу с моими ребятами кадета? – поинтересовалась С.В. Генераленко. Т.Ю. Назаренко сразу определила кандидатуру: кадет (учащийся 11 А класса СКК) Иван Плотников среди всех курсантов Школы устно-исторического исследования не просто отлично справлялся с заданиями, но и выступил с собственной инициативой: по материалам интервью, архивных исследований он решил воссоздать в интерактивной 3D-карте облик исчезнувшей деревни Уптала (1911–1971 гг.).
Сказано-сделано. Иван Плотников выступил перед активом, рассказал об исследованиях в истории своей семьи и, разумеется, о своем авторском проекте. Асиновские активисты ухватили главную мысль: если один школьник в рамках своей исследовательской работы смог это сделать, значит, они тоже могут попытаться. Посыпались вопросы:
– Где взять программы?
– Какая техника нужна для работы?
– Как решалась проблема недостаточного технического оснащения?
– Кто может нам помочь?
Так было запланировано следующее занятие. Пройти оно должно в Томске. Асиновским гостям необходимо не только показать музейную экспозицию ТОКМ и выставку «Сибиряки вольные и невольные», но и устроить встречу с руководителями детского технопарка «Кванториум», а возможно – с преподавателями ВУЗов города.
– Мы обладаем богатейшей коллекцией, но, во-первых, многие не знают о ней? И даже если знают, многие ли педагоги и дети, а также исследователи поедут в Асино изучать школьный музей? – сказала С.В. Генераленко. – Публикация в интернете (на музейных сайтах голосасибиряков.рф и сибиряки.онлайн и сайте школы) позволят познакомить практически неограниченную аудиторию с многолетней работой юных исследователей из Асино.