О музее / Новости
4 сентября 2017

ВАДИМУ НИКОЛАЕВИЧУ МАКШЕЕВУ - 91 ГОД

ВАДИМУ НИКОЛАЕВИЧУ МАКШЕЕВУ - 91 ГОД

Много это или мало - 91 год? Историки, которые привыкли иметь дело с веками и тысячелетиями иногда, забывшись, позволяют себе сказать: "Да это же совсем недавно было, четыреста лет тому назад..."
Но вот живет в Томске человек, который год назад разменял десятый десяток своих лет и это не мешает ему заниматься важным и нужным делом - сохранением памяти людской. 
А сегодня, 4 сентября 2017 года, ему исполнилось 91 год. 
Человек этот - Вадим Николаевич Макшеев, не только хороший - честный - писатель, но и вдумчивый, ответственный исследователь. Его книги "По Муромской дорожке", Нарымская хроника", "Спецы" - серьезные исследования большой и трудной темы. Собственная память, воспоминания людей со схожей судьбой, изыскания и размышления. 
Спецпереселенцы - категория пострадавших от репрессий, долгое время незаслуженно обойденная. Раскулаченные крестьяне, семьи эмигрантов-белогвардейцев, депортированные по этническому признаку. В массе своей - то самое безмолвствующее большинство, которое не оставляет после себя мемуаров. Их следы - другие. Если посмотреть на карту, к примеру, Томской области, то многое ныне существующее - дороги, населенные пункты, производственные и сельскохозяйственные предприятия - это дело их рук. 
Семью В.Н. Макшеева депортировали из Эстонии 14 июня 1941 года. Отца, бывшего белогвардейца, отправили на Урал, где он еще до суда погиб, Вадима, маму и сестренку - на Васюган. 
Вадим Николаевич - единственный из семьи, кто пережил это время. "Я вырос среди спецов, - скажет потом в интервью Вадим Николаевич, - знал их… Знаю, как их раскулачивали, как все отбирали. Все проходило не по Шолохову. Кто, кроме меня, расскажет и напишет? Это мой долг. Звучит высокопарно, но это так".
Может быть, осознание своего долга - это то, что предопределило всю жизнь В.Н. Макшеева и дает ему силы жить и работать по сей день? А может быть, причина в том, что этого мудрого, много жившего, и много пережившего человека не оставляет надежда: "Надеюсь, что жизнь в моей России станет отрадней. Сбылось бы хоть это…" Или ему - человеку мужественному и доброму - силы дает любовь? "В моем понимании любовь – чувство возвышенное, вмещающее в себя столь многое, что объять все невозможно. Более пятидесяти лет прожил я со своей женой, любил ее, и хотя уже больше года, как она ушла из жизни, храню в душе к ней любовь. Люблю прозрачную осень, не испохабленный людьми лес, люблю томскую землю, на которой живу более 60-ти лет. Было за эти годы в моей жизни много печального, горького, но и светлое тоже было", - ответил на анкету журнала "Медиатор" Валим Николаевич. 
Вадим Николаевич! Старый, верный друг нашего музея, человек чести.
Мы благодарны судьбе, что она дала нам возможность общаться с вами.
И пусть в вашей жизни всегда будут с вами вера в лучшие человеческие качества, любовь и надежда.

Сотрудники Томского областного краеведческого музея и Мемориального музея "Следственная тюрьма НКВД"

 

В.Н. Макшеев на сайтах Томского областного краеведческого музея:

http://nkvd.tomsk.ru/projects/posledniysvidetel/videovosp/maksheevwn/
http://nkvd.tomsk.ru/…/posledniysvide…/videovosp/maksheevwn/ 
http://nkvd.tomsk.ru/researches/publication/spetsy/ 
http://nkvd.tomsk.ru/…/Historical_…/Vozvrazshenie_v_Rossiyu/ 
http://nkvd.tomsk.ru/researches/publication/maksheevgonenie/