Первый материал серии можно прочитать здесь.
КАДР 2. С ФОТОКАМЕРОЙ В ЭКСПЕДИЦИЮ
В конце XIX века фотокамера стала неизменным атрибутом снаряжения любой мало-мальски солидной научной экспедиции. Конечно, бывало и по старинке: в состав отряда путешественников включали художника с его запасом альбомов, карандашей, кистей и красок. Но это наблюдалось всё реже. Технический прогресс, господа!
Так что в обозе ли или навьюченная на лошадь, шагающую по горным тропам, громоздкая камера почти неизменно сопровождала учёного-следопыта на его маршруте. И кто-то из членов экспедиции, принявший на себя обязанности фотографа, тревожился о сохранности хрупких стеклянных фотопластинок, вёл записи кадров, выбирал место для съёмки, чтобы получить наиболее выигрышный кадр, вручную устанавливал резкость, выдержку, диафрагму… Это сегодня мы все пользуемся автоматическими настройками, а тогда нужно было знать массу тонкостей, чтобы получить хорошие негативы и отпечатки с них.
Вот и в музейной коллекции Томского общества изучения Сибири (ТОИС) обнаружились несколько серий снимков, сделанных во время различных экспедиций.
Едва ли не самые ранние такие фото — из последнего путешествия по Монголии, в область Большого Хингана (1899), известного исследователя Азии Григория Николаевича Потанина.
Съёмка проходила в ранее малоизученной малолюдной местности и довольно суровой. Фотокамера бесстрастно фиксировала безрадостный пейзаж – холмистую полупустыню с вкраплениями солончаков, островками скудной растительности. Озеро Буир-Нор, река Керулэн, оживлявшие монотонность пейзажа, не только источники драгоценной влаги в этом засушливом краю, но и реперы маршрутов русской экспедиции и монгольских кочевий.
Люди и приметы проживания человека в этой скупой на краски и растительность природе также попадали в кадр. Ведь этнография — один из давних и сердечных интересов Потанина. Вот характерные для монголов камышовые юрты. Вот переправа следующего на ярмарку каравана через реку — не на лошадях и не на верблюдах, а на…быках. На другом фото — сидящий на земле торгующий лама, с хитроватой усмешкой на губах. А вот «скрипач» (хурчи) с зажатым в руках инструментом.
Фотографии из последней монгольский экспедиции Г.Н. Потанина не вошли в его отчёт о ней и оставались долгое время неизвестными для исследователей Азии [1]. Зато в 1909 году эти снимки попали в фототеку Томского общества изучения Сибири.
На обороте этих фотографий стоят штампы библиотеки ТОИС — пронумерованные (значит, в Обществе вёлся каталог поступлений). А чернилами, иногда карандашом обозначен сюжет съёмки. В 2013 году снимки были опубликованы с комментариями в «Трудах ТОКМ» [2].
1. Потанин Г.Н. Поездка в соседнюю часть Большого Хингана летом 1899 года // Известия Русского императорского географического общества. 1901 [г.]. СПб, 1903. Т. 37. С. 355–483.
2. Исаева Л.Ю. Исследование Н.М. Петровым фонда Г.Н. Потанина // Труды Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова: Материалы Международной научно-практической конференции «Шатиловские чтения–2012», 25–28 сентября 2012 г. Томск, 2013. Т. 18. С. 250–271.