О музее / Блог

Генерал и божество: предметы, связанные с культом Гуаньди

9 апреля 2019

В многонаселенном китайском пантеоне есть такой персонаж, как Гуаньди. Он является сразу богом войны, богатства и литературы, защищает людей практически от всех напастей — от болезней до нечистой силы. Почитают его и конфуцианцы — как предка и совершенномудрого мужа, и даосы как защитника от зла и демонов, и буддисты — как покровителя воинов, бога погоды и подателя удачи и богатства.

Однако развитие его культа весьма запутанно: начнем с того, что прообразом бога был реальный человек по имени Гуань Юй,  генерал эпохи Троецарствия (III в. н.э.), ратовавший за восстановление династии Хань. Его доблесть и преданность так потрясли людей, что ему начали поклоняться фактически сразу после смерти. Популярности этому герою также добавил роман XIV века авторства Ло-гуань чжуна «Троецарствие», в котором собрано немало легенд про Гуань Юя.

В нашем музее есть целый ряд культовых предметов, связанных с этим интересным божеством. Давайте сначала посмотрим на то, какую связь они имеют с легендарным Гуань Юем человеком.

 

Военный востоковед М.А. Полумордвинов привез из Маньчжурии три буддийские иконы с Гуаньди.

Две иконы-танка (ТОКМ 3114/242 и 243) относятся к искусству района Утайшань (Китай, XVIII в.)*. Для этой школы характерна большая проработанность деталей, рисунок более красив и аккуратен, цветовая гамма крайне гармонична, горы нарисованы весьма высокими и, в случае иконы  ТОКМ 3114/242, подчеркнуты  золотым контуром. Лица персонажей ближе к китайским идеалам. На старину икон указывает плотная грунтовка (позднее грунтовали более тонким слоем).

Рис. 1.
ТОКМ 3114/242 (Утайшань)
Рис. 2.
ТОКМ 3114/243 (Утайшань)

Икона ТОКМ 3114/244 нарисована в Монголии или Тибете (район Амдо) также в XVIII в.,  иконография ее почти совпадает с предыдущими, но есть множество различий в деталях: отсутствуют три будды сверху (но на обратной стороне написана буддийская мантра «ОМ А ХУМ»); Гуаньди носит халат и монгольские сапоги и обладает более круглым лицом; конь на переднем плане стоит, а не идет; у божества уже четыре, а не два, спутника, и тот, что справа внизу, совсем не похож на утонченного юношу. Кроме того, нимбы не имеют зеленого края, пейзаж нарисован совсем в иной манере, а внизу иконы не хватает подношений в виде драгоценных камней.

Однако на каждой иконе есть несколько неизменных элементов.

Рис. 3.
ТОКМ 3114/244 (Монголия или Тибет)
Красное лицо и длинная борода

…в дверях стоял воин с лицом, напоминающим спелый финик, с красными, как у феникса, глазами, с вьющейся бородой и пушистыми бровями. На нем был зеленый халат и золотой панцирь, а в руке обнаженный меч.

Ло Гуань-Чжун, «Троецарствие», в переводе В.А. Панасюка

 

По центру изображен сам Гуаньди, облаченный в полный доспех и тигровую шкуру, с пояса свисает изображение рыбы, символизирующей бдительность и богатство. Исторический же Гуань Юй был обладателем красного лица и прекрасной длинной бороды. Когда вражеский военачальник Цао Цао пытался переманить Гуань Юя на свою сторону, он даже подарил воину специальный мешочек для бороды (но тщетно, тот остался верен братской клятве). По народным легендам лицо у бога красное потому, что он родился из крови дракона.

Рис. 4.
Гуаньди на трех иконах
Красный конь

Под троном бога безымянный слуга проводит или удерживает коня красного цвета. Конь этот тоже является  легендарной фигурой. Зовут его Читу, что переводится «Красный Заяц», и относился он к породе особенно ценных «коней, потеющих кровью». Герои романа даже называли его «первым среди коней». Изначально Читу принадлежал врагу Гуань Юя, злонамеренному и вероломному генералу Люй Бу, который ради посуленного коня убил собственного названного отца. После смерти первого хозяина коня подарил Гуань Юю все тот же канцлер Цао Цао, мечтавший завоевать доверие отважного генерала.

Цао Цао отдал слугам какое-то приказание, и через мгновение они привели красавца-коня огненно-рыжей масти.

— Узнаете коня? — спросил Цао Цао.
— Не иначе, как это Красный заяц, конь Люй Бу!
 — Он самый! — подтвердил Цао Цао и подарил Гуань Юю еще седло и сбрую.

Гуань Юй дважды поклонился в знак благодарности.

 — Что это вы так низко кланяетесь? — удивленно заметил Цао Цао. — Вы меня так не благодарили, когда я дарил вам шелка, золото и девушек. Неужто вы так низко цените людей и так высоко животное?
— Этот конь за день пробегает тысячу ли, — сказал Гуань Юй. — Я счастлив потому, что, имея такого коня, я в тот же день смогу увидеть своего старшего брата, как только узнаю, где он.

Ло Гуань-Чжун, «Троецарствие»

Рис. 5.
Конь Читу на трех иконах
Два спутника и оружие

Рядом с Гуань Юем слева неизменно стоит «военный чиновник» Гуань Пин, держа в руках алебарду. На самом деле она принадлежит самому Гуань Юю и носит гордое имя «Черный Дракон». Именно этим оружием он при жизни поверг множество врагов.

Гуань Пин  стал приемным сыном бездетного Гуань Юя (а семьи у него не было по очень уважаемой причине — он всю жизнь провел в военных походах, пытаясь  восстановить государство Хань), когда тот встретил однофамильца. Однофамилец сказал, что его сын обучен военной науке и начал умолять знаменитого героя усыновить юношу. Гуань Юю молодой человек понравился, и он с радостью принял Пина за родного отпрыска. Надо сказать, что погибли они в одном сражении.

Рис. 6.
Гуань Пин на трех иконах

Справа же стоит «гражданский чиновник» по имени Чжоу Цан, но на самом деле образ этого персонажа сильно трансформировался. Чжоу Цан «Троецарствия» был воином, подавшимся в разбойники — из-за отсутствия достойного правителя. Но однажды он встретился с Гуань Юем и поклялся ему в преданности. Чжоу Цан верой и правдой служил общему делу восстановления царства Хань, однако, когда Гуань Юй погиб, не вынес горя и  убил себя.

— В тридцати ли отсюда есть гора Спящего быка, на которой живет человек по имени Чжоу Цан. Сила его такова, что обеими руками он подымает тысячу цзиней! У него длинная вьющаяся борода и грозная наружность.

 

 А тем временем Ван Фу все еще удерживал Майчэн. Однажды он вдруг почувствовал какую-то непонятную дрожь во всем теле и сказал Чжоу Цану:

— Не случилась ли беда с Гуань Юем? Вчера он приснился мне весь окровавленный. Я даже проснулся от страха.

В этот момент вбежал воин с криком, что враг подошел к стенам города и впереди своих отрядов несет головы Гуань Юя и его сына. Ван Фу и Чжоу Цан бросились на городскую стену и своими глазами увидели то, о чем доложил им воин.

С отчаянным криком Ван Фу бросился со стены головой вниз и разбился насмерть. Чжоу Цан вонзил меч себе в грудь. Так Майчэн был занят войсками Сунь Цюаня.

Ло Гуань-Чжун, «Троецарствие»

Рис. 7.
Чжоу Цан на трех иконах

Также в наших фондах есть вот такой бронзовый кубок (высота 19 см).

Рис. 8.
Кубок-цзюэ, Китай, XIX в.
ТОКМ 3114/284

Называется он цзюэ, что может также означать «воробей» или «птаха». Кубки с двумя столбиками в верхней части использовались с династии Шан и до IX в н.э. В них подавали подогретое вино на пиршествах и при проведении ритуалов, и есть одна любопытная легенда, связанная с Гуань Юем.

Его господин, Лю Бэй, присоединился к войску, выступающему против узурпатора Дунь Чжо. Как водится, перед битвой воины стали вызывать друг друга на бой, и вражеский генерал несколько раз подряд побеждал. Тогда-то и вызвался Гуань Юй. Ему хотели предложить выпить горячего вина перед поединком, но гордец отказался, сказав, что он вернется, когда вино еще не успеет остыть. И в самом деле, когда Гуань Юй вернулся с победой, вино в кубке-цзюэ было теплым.

Надо добавить, что в Китае начала ХХ века был свой антикварный рынок, на который часто попадали предметы, сделанные под старину. Этот кубок был приобретен М.А.Полумордвиновым в Маньчжурии и, вероятно, тоже относится к подобным репликам.

 

Итак, мы рассмотрели детали, связанные с Гуань Юем-человеком. В следующий раз мы расскажем о предметах и их особенностях, связанных уже с Гуаньди-божеством.

 

*Иконы-танка атрибутированы при реализации грантового проекта 2003-2005 гг. «Атрибуция буддийских предметов в коллекциях сибирских музеев» (РГНФ, руководитель – М.В. Ефремова).

09.04.2019

Котенко Александра Леонидовна
научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Генерал и божество:  предметы, связанные с культом Гуаньди