В годы Великой Отечественной войны Томский краеведческий музей подвергся тяжёлым испытаниям и опять оказался на грани своего существования. Здание музея было изъято для размещения эвакуированных военных учреждений (в частности, в нём располагались общежитие, учебные классы и цеха Тульского оружейно-технического училища). Часть экспонатов – картины, антикварная мебель – переданы на временное хранение госпиталям, театрам, работавшим в Новосибирске и Томске. Оставшиеся предметы были скучены в немногих сохранившихся в ведении музея комнатах. От разгрома музей спасла, пожалуй, только самоотверженная работа директора музея – Марии Фёдоровны Елизарьевой, которая вместе со сторожем и уборщицей (это весь штат музея) перетирала, проветривала и просушивала музейные предметы, организовывала передвижные выставки, вела комплектование фондов, добивалась возвращения переданных в разные учреждения экспонатов и самого музейного здания…
Первая выставка, которая в 1944 г. была размещена в наскоро отремонтированном музее, – картины из эвакуированных фондов Севастопольской картинной галереи…
Елизарьева Мария Фёдоровна (1909–1969) – ботаник, сотрудник отдела природы Томского краеведческого музея
(с февраля 1940 г.), директор Томского краеведческого музея в 1941–1947 гг.
О ней:
Галанова О.П. Елизарьева Мария Федоровна – директор ТОКМ в 1941–1947 гг. // Томские музеи. Краеведческий музей им. М. Б. Шатилова. Муниципальные музеи : материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области» Томск, 2012 С. 224–228. То же: URL: https://tomskmuseum.ru/afisha_exhibit/virt_vist/vvAstashev/vvad/vvva11/.
Крошицкий Михаил Павлович – директор Севастопольской картинной галереи, экспонаты которой в 1943-1944 гг. находись в эвакуации в Томске. Ныне галерея носит имя этого деятеля.
О нём:
Тайлашева Н.М. Крошицкий Михаил Павлович – музейный работник, ответственный за эвакуацию культурных ценностей в Томск в годы ВОВ // Томские музеи. Краеведческий музей им. М. Б. Шатилова. Муниципальные музеи : материалы к энциклопедии « Музеи и музейное дело Томской области». Томск, 2012. С. 224-228.
Томск сохранил и вернул Севастополю сокровища мировой культуры // Томские Новости +: официальный сайт. – URL: http://tomsk-novosti.ru/tomsk-sohranil-i-vernul-sevastopolyu-sokrovishha-mirovoj-kultury//.
Спасение жемчужины Крыма // Томские новости. – 2014. – 3 октября. – С. 27.
Искусство в томском тылу // Центр документации новейшей истории Томской области: официальный сайт. – URL: http://tomsk-novosti.ru/tomsk-sohranil-i-vernul-sevastopolyu-sokrovishha-mirovoj-kultury/
Отчёт Томского краеведческого музея за II полугодие 1943 г.
[Кон. 1943– нач. 1944 г.]
В отчёте о работе музея за 1943 г. считаю необходимым отметить общее состояние дел в музее, отметить серьёзные недоделки, создающие крайне ненормальные условия работы, устранение которых может только наладить работу музея, поднять её на должную высоту.
Штат Томского краеведческого музея утвержден на 1943 г. в количестве 8 единиц, перечисление которых приводится ниже с указанием утверждённых ставок.
Итого.............................................................. 8 ед.
Фактически музей в 1943 г. имел штат постоянных работников из трёх человек: директора, уборщицы и счетовода по совместительству. На протяжении этого года музей имел 1 научного работника с перерывом в течение 5-ти м[есяце]в.
Таким образом, штат музея был не укомплектован почти на 50%, главным образом, за счёт научного персонала.
Неукомплектованность штата музея должна быть отнесена исключительно за счёт полной необеспеченности работников музея не только денежной оплатой, но также и отсутствием какого бы то ни было снабжения.
Находясь в системе гороно, музей, как политико-просветительное учреждение, входит по профессиональной линии в союз политпросветработников, и поэтому горком союза учителей, естественно, не имеет желания снабжать работников музея, ссылаясь на то, что они к их союзу не относятся. Союз политпросветработников по вопросам снабжения отсылает в гороно. Таким образом, работники музея остаются без снабжения и находятся в крайне тяжёлом положении. Обеспечение учительской столовой проходит ежемесячно с большими осложнениями, а прикрепление к учительскому закрытому распределителю совершенно прошло мимо работников музея.
Тем не менее, звание научного работника музея требует подбора людей с высшим образованием, да и сам объём музейных работ несомненно должен претендовать на работников с высшим образованием. Всякие стремления пригласить научных работников в музей разбивались о невозможность удовлетворить материальные требования поступающих работников. Привлекаемые работники со средним образованием на должность научного сотрудника музея не оправдали себя и не справились с работой. Такое ни с чем не сообразное положение научных работников музея превращает вопрос с подбором штата в неосуществимую задачу. Неукомплектованность штата ведёт к срыву основных ведущих работ в музее. Из прилагаемых утвержденных ставок ясно выступает совершенно абсурдное явление, а именно: директор музея, работник с высшим образованием, возглавляющий учреждение с такими ответственными политико-просветительными задачами и целями, имеет ставку наравне с рядовым научным работником. Такое положение со ставками в 1944 г. естественно должно быть в корне изменено, иначе никогда музей не сможет обеспечить себя полноценными работниками и поднять уровень своей работы на должную высоту.
Рассчитывать на энтузиастов, любящих музейное дело и согласных работать ради любви к искусству на таких условиях, не приходится. Настоящие музейные работники – редкие экземпляры и только они ещё оберегают музей от полного развала.
Но это не единственная причина тормоза в работе музея. Условия работы в музее создавались крайне ненормальные. Музей располагает площадью всего в 200 кв. м, которые целиком заняты фондовыми помещениями. Только комната в 10 кв. м служит рабочим кабинетом, где работники музея должны заниматься монтированием выставок, разбором экспонатов и документов, здесь же проводятся столярные работы по ремонту мебели и реставрации картин и ряд других работ. Страшная теснота исключает всякую возможность работать продуктивно. Работники лишены минимальных условий для работы.
Кроме того, политико-массовая работа музея, связанная с использованием смонтированных выставок, витрин, подбором книг и общением с «внешним миром» затрудняется системой пропусков при входе и выходе в музей через дежурный пост военного училища. Чтобы вынести хоть что-нибудь, необходимо «поймать» начальство, взять разрешение на вынос, а начальства часто не бывает на месте, время проходит в бесплодных ожиданиях, теряется много времени, а делается очень мало. При ограниченном штате, фактически при наличии одной единицы, почти на протяжении всего года совершенно недопустимо было проведение политико-массовой работы музея. И в настоящее время основная трудоспособная единица музея – это директор, на котором лежат обязанности учёного хранителя, завхоза, кассира, часто истопника, рабочего по перетаскиванию тяжестей и ряд других обязанностей, не имеющих ничего общего с директорскими обязанностями.
Естественно, что один человек не в состоянии охватить всех видов музейных работ.
На протяжении всего полугодия красной нитью в работе музея проходит борьба за здание и сбор экспонатов, розданных по многим организациям. Время проходило в составлении докладных, ожиданий приёмов по «инстанциям», в беготне за музейными вещами по несколько раз в одно и то же место, в бесконечных спорах с держателями музейных вещей, так как большинство вещей было попорчено, поломано, а иногда и вовсе утеряно.
Необходимо несколько слов сказать об истории вопроса с раздачей музейных экспонатов.
При свертывании музея и передаче задания военному училищу бывшим директором музея тов. Васильченко были переданы картины и художественная мебель галереи музея ряду госпиталей и другим организациям.
В Томский и Новосибирский театры мебель была передана по категорическому требованию обкома и горкома партии и зав. гороно т. Истомина.
После длительных и упорных ходатайств музея и гороно было вынесено горкомом партии решение о сборе розданных экспонатов и о возвращении здания музею.
Предвидя затяжной характер разрешения вопроса о возвращении здания музею (без возвращения здания не решался вопрос о площади, куда можно было бы собирать все музейные ценности), работники музея немедленно приступили к сбору вещей.
Собираемые медленно, но упорно, ценности, как например, мебель, картины, были размещены частично в фондах музея, уплотняя их, насколько было возможно. Здание до сих пор не возвращено музею и до марта 1944 г., т.е. до намеченного срока отъезда ТОТУ в Тулу, вероятно, не будет возвращено.
После ноябрьских праздников музейное здание, в связи с переездом общежития курсантов училища в другое помещение, освобождалось на несколько дней. По указанию горисполкома, музей объявил себя хозяином здания, были повешены всюду замки, которые через три дня были самовольно сняты, и начальство училища разместило в здании музея предметы военной техники.
Здание в настоящее время училищем не отапливается, двери стоят настежь, все побито и покалечено, мраморные лестницы разбиты, перила расшатаны, электропроводка снята, многие двери сорваны с петель.
Совершенно ясно, что вступая в 1944 г. почти с неизменившимся положением (окончательно отвоевано 3 комнаты, в которых будут размещены фонды и художественная мебель), музей по-прежнему будет находиться в состоянии анабиоза. По-прежнему будет возможно вести только внутреннюю работу по музею по проверке экспонатов, их систематизации, по реставрации картин и мебели и т.д. Об экспозиции не может быть и речи, т.к. для этого нет условий не только в смысле площади, но и в смысле неподготовленности экспонатов к показу.
Политико-массовая работа возможна только при условии укомплектования штатов научных работников, а последнее разрешится в положительном смысле только в случае изменения материальных условий работников музея.
Отчёт о работе музея за 1-е полугодие 1943 г. выслан в облоно, в наркомат в июне месяце.
Произведенные музеем [работы] во II-е полугодие 1943 г.
1. Сбор экспонатов и реставрация.
К настоящему моменту экспонаты художественного отдела собраны из всех госпиталей и Белорусского театра в Томске.
До сего времени не возвращены музейные трюмо и картины из кинотеатра им. М. Горького по причине отсутствия помещения в музее для их возвращения. В ближайшие дни эти вещи будут возвращены в музей. Также не возвращена художественная мебель из Новосибирского театра, которую не представляется возможным вывести в настоящее время обратно в Томск. Собранные из госпиталей и Томского театра картины и художественная мебель были в большинстве случаев попорчены. Со всей необходимостью вставал вопрос о ремонте мебели и реставрации картин. С большими трудностями музею удалось отыскать специалистов по красному дереву, приобретены необходимые материалы и в настоящее время произведена реставрация в основном всей художественной мебели. Начата реставрация картин [такая], как промывка, перетяжка полотен.
2. Приобретения Томского краеведческого музея.
За 1943 г. музей приобрел ценные экспонаты для художественной галереи по разделу Отечественной войны.
Куплены рисунки худ[ожницы] Островой Л.А., три рисунка художника Плехан Е.И., приобретен этюд к картине худ[ожника] Седомского, альбом рисунков в количестве 20 шт. худ[ожника] М. Щеглова из дневника по Отечественной войне по разделу «Международная политика», «Фронт и тыл», «Зверства фашизма» и т.д.; прекрасный в красках творческий портрет И.В. Сталина в форме маршала. Для иллюстрации куплены портреты и плакаты, а также «Окна ТАСС» за 1943 г. Приобретения 1943 г., сделанные музеем, по своей художественной и исторической ценности представляют прекрасное дополнение имеющихся коллекций и материалов.
[3.] Хранительская работа.
Большой раздел работы в музее за истекший период представляет собой хранительская работа.
В связи с тем, что фондовые помещения музея крайне ограничены по площади, а вмещают в себя огромное количество экспонатов, вследствие чего страшно перегружены, и экспонаты хранятся в совершенно недопустимых условиях, работникам музея приходится много времени уделять уходу за экспонатами: частая уборка, борьба с пылью, постоянные перемещения экспонатов для проветривания и с той целью, чтобы найти более удобное и безопасное место для каждого экспоната.
В летний период была проведена просушка всех чучел животных, меховых коллекций, [они] пересыпаны табачной пылью.
Хранение картин обеспеченно консультацией опытного музейного работника – директора Севастопольской галереи.
[4.] Сбор материалов по Отечественной войне.
Ведется систематический просмотр газетного и журнального материала, делаются вырезки писем и статей, собираются письма с фронта героев-томичей и биографические сведения о них. Подбирается также иллюстративный материал из плакатов.
Приобретены все материалы «Окон ТАСС» и альбом художественных рисунков из дневника Отечественной войны худ[ожника] М. Щеглова.
[5.] Инвентаризация.
Закончена инвентаризация одного из отделов музея (соцстроительства), упорядочено хранение экспонатов этого отдела. В конце года произведена хозяйственная инвентаризация, вызванная окончанием хозяйственного года.
[6.] Ремонт помещения музея.
В 1943 г. музею отпущено на ремонт 15000 руб., из которых освоено 6000 руб. на необходимый и неотложный ремонт. Исправлены обрушивающиеся потолки в фондовых помещениях, исправлены двери и запоры сараев и кладовых, двери всех помещений, произведена побелка, поправка печей и электропроводка всего помещения музея.
Директор Подпись Елизарьева
АТОКМ. Оп. 1. Д. 41. Л. 17-18 об. Заверенная копия. Машинопись.
[Письмо председателя Томского горисполкама, заведующего гороно и директора Томского краеведческого музея командующему Сибирским военным округом, генерал-лейтенанту Жукову]
[Апрель (?) 1944 г.]
Здание Томского краеведческого музея в течение 2-х с половиной лет эксплуатировалось Тульским оружейно-техническим училищем. Часть помещения использовалась под общежитие курсантов, большая часть здания использовалась под классы специального назначения (слесарные и пр.).
Надворные постройки, как каретники, были приспособлены под производственные мастерские (кузница, столярная); сарай был приспособлен под уборную.
Вследствие длительной эксплуатации, такое приспособление при многолетнем пользовании естественно привело к значительному разрушению как самого здания, так и надворных построек.
Составленная КЭЧем[1] смета на 11 тыс. руб. учитывающая все необходимые работы по восстановлению здания и усадебных построек, была при утверждении СИБВО урезана на 50%, не включены в ведомость работ такие виды работ, как престил чистых полов, покраска их, восстановление всех надворных построек, разрушенных училищем, восстановление электросети, установление кухонных очагов и раковин, также разрушенных училищем, оборудование тёплой и надворной уборных, устройство дощатой перегородки с застекленных верхом, разборка кирпичной кладки стены для устройства дверного проема, устройство дощатых стен, деревянных и железных ворот с навеской, устройство деревянных потолков, кладка русской печи в разрушенном особняке, используемом ранее музеем под квартиру сторожей.
Утвержденная Вами смета на ремонт здания музея в сумме 6000 руб. ни в коей мере не соответствует объёму ремонтных работ по зданию.
На основании постановления СНК СССР, здание музея должно быть отремонтировано полностью, и при проведении такого поверхностного ремонта, которым СИБВО считает возможным ограничиться, вопрос будет поставлен перед Наркоматом обороны.
Исходя из вышеизложенного, категорически настаиваем отпустить дополнительные средства на выполнение ремонтных работ, не предусмотренных ранее Вашей сметой.
Председатель горисполкома Баранов
Зав. гороно Истомин
Директор музея Елизарьева
АТОКМ. Оп. 1. Д. 71. Л. 20. Заверенная копия. Машинопись.
[1] Квартирно-эксплуатационная часть.
[Ответ директора Томского краеведческого музея М.Ф. Елизарьевой на письмо инспектору музеев Новосибирского облоно Поповой по поводу работы музея в годы войны]
5 июля 1944 г.
Получив Ваш анализ по вопросу плана работы за 1-е полугодие 1944 года и отчёт за 1943 год, должна Вам сообщить, что Вы или не осведомлены о той катастрофе, которую пережил музей за годы войны, или, зная о ней, не вникли в ту обстановку, в которой находился музей до апреля месяца 1944 года, т.е. до момента возвращения ему здания.[...]. Здание окончательно возвращено 6-го апреля в разрушенном состоянии, и музей не имел даже более или менее оборудованной комнаты, чтобы немедленно приступить к разгрузке фондов, сваленных экспонатов в беспорядочном состоянии (при срочном освобождении здания военному училищу), не только заняться конкретными вопросами экспозиции и политико-массовой работой.
По поводу Ваших крепких выражений о растерянности и неуверенности можно только возмутиться: музей не растерялся ни на одну минуту за все 3 года, он в течение 3-х лет вынес невероятную борьбу за возвращение и сбор музейного имущества и экспонатов, разбазаренных бывшими руководителями музея, при его свертывании. Кучка людей, оставшихся в музее в количестве 3-х человек, самоотверженно боролись за сохранение и сбор имущества, ни на минуту не отрываясь в этом вопросе от руководства горкома ВКП(б) и горисполкома. Какими невероятными усилиями и затратой времени музей собрал ценности, нельзя изложить ни в каком отчёте, об этом можно только догадываться чутким и понимающим дело руководителям, а не обвинять в бесцельной беготне, как делаете Вы в своем письме, а также трудно отразить в отчёте, какими невероятными усилиями было достигнуто решение и выполнение ремонта здания силами КЭЧ гарнизона. Составление плана по рекомендуемой Вами форме в то время, когда музей ютился по чердакам было бы несвоевременно, т.к. первоочередной задачей являлось сохранение и сбор экспонатов, проводить же научно-исследовательскую работу и культурно-массовую было невозможно. В настоящее время открываются совершенно новые горизонты работы и музей не растерялся, он сразу же создал музейно-краеведческий совет и собирает растерянный ранее актив и составляет конкретные планы работ и приступает к научной и культурно-массовой работе.
Об условиях работников музей Ваше замечание считаю неправильным. Я имею в копии запрос Наркомпроса, сделанный заведующему гороно, что сделано для музейных работников в смысле улучшения их материально-бытовых условий. Значит, Наркомпрос серьезнее реагировал на мои сигналы о сложившейся обстановке. Совместительство по Вашему совету являются хорошим выходом из положения. Я же считаю что это полумера, ибо совместитель, как ветер в поле, и спрос с него небольшой, нужен свой крепкий надежный штат, способный к большому и упорному труду, который необходим для восстановления музея.
Ни одни музей в области не пострадал так, как Томский музей, он при свертывании лишился своего старого штата. Ваше замечание о штатах других музеев неудачно, потому, что работавшие за годы войны музеи, сохранили свой старый штат, который в силу привычки и привязанности к работе, остался прочным, а Томскому музею нужно подобрать новый штат, который, в первую очередь, интересуется материальным обеспечением, в чём Вы и должны были помочь музею, который находится на особом положении, как вновь возрождающийся музей и наиболее крупный музей в области [...].
После того, что сделали музейные работники для спасения музейных ценностей, разбазаренным старым руководством и организации ремонтно-реставрированных[1] работ, получать такие отзывы о работе обидно незаслуженно. Было бы целесообразнее, если бы Ваше руководство музеями стояло ближе к живому делу, чем руководствоваться инструкциями по составлению отчётов и планов.
Директор Томского краеведческого музея Подпись Елизарьева
АТОКМ. Оп. 1. Д. 71. Л. 24-24 об. Заверенная копия. Машинопись, рукописные приписки.
[1] Так в документе.
[Докладная записка директора Томского краеведческого музея М.Ф. Елизарьевой председателю Томского горисполкома Баранову о финансировании восстановительных работ в музее]
6 июля 1944 г.
Копии:
[Томский] горком партии – тов. Тиркунову.
г. Новосибирск, облоно – тов. Николаеву.
г. Москва, Наркомпрос – тов. Маневскому.
Довожу до Вашего сведения, что утвержденный бюджет Томского краеведческого музея на 1944 год, в сумме 60000 руб., ни в коей мере не может удовлетворить нужды музея в настоящее время, когда ставится вопрос о восстановлении деятельности музея.
На 60000 руб. музей существовал в свёрнутом виде и в настоящее время на эти средства может содержать неполный штат, незначительную часть здания под фонды и рабочие помещения, причём расходы на топливо и др. хозяйственные нужды будут урезаны до минимума. При создавшемся положении музей должен совершенно отказаться от восстановления и создания заново отделов экспозиции, как это намечалось планом работы на 1944 год.
На протяжении 2-х лет музей боролся за возвращение ему здания. И теперь, когда здание возвращено, когда решен вопрос о ремонте здания силами КЭЧа Томского гарнизона, музею не дают возможности развернуть его деятельность, сокращая его бюджет до минимума.
При положительном разрешении вопроса о ремонте здания нет основания ещё на год откладывать восстановление музея, хотя бы художественной галереи и положить начало созданию отдела Великой Отечественной войны.
Вопрос о восстановлении картинной галереи именно в 1944 году встаёт в неотложной форме из тех соображений, что музей имеет полную возможность воспользоваться консультацией высококвалифицированных специалистов-искусствоведов, находящихся временно в г. Томске, в связи с эвакуацией, которые могут создать прекрасно построенную и выполненную экспозицию художественного отдела. Было бы непростительно музею не воспользоваться такими возможностями.
Но вопрос разворота экспозиционной деятельности музея упирается в минимальный бюджет, утверждённый музею на 1944 год. Чтобы содержать полный штат, иметь возможность содержать здание, используя его под экспозиционные залы, отапливать помещения, производить те или иные затраты, связанные с восстановительной деятельностью, необходимо иметь бюджет хотя бы довоенного времени, т.е. 90000 руб..
Но помимо ассигнований в 90000 руб. для разворота художественной галереи совершенно необходимы дополнительные ассигнования, не ниже 30000 руб., специально на реставрацию экспонатов и ремонт обстановки музея.
Прежде чем приступить к развёртыванию художественного отдела, необходимо подготовить экспонатуру, т.е. реставрировать картины и художественную мебель. Как известно, многие художественные экспонаты находились во временном пользовании госпиталей и театров.
Картины и мебель были возвращены в таком состоянии, что экспонировать большинство из них не представляется возможным без реставрации. Многие картины получили прорывы, местами осыпались краски, провисли полотна. Художественная мебель возвращена также в тяжёлом состоянии: корпуса расшатаны, художественная резьба поломана, обивка окончательно изношена. Естественно, что такие разрушенные экспонаты экспонировать нельзя.
Реставрация картин и художественной мебели может быть произведена только специалистами-реставраторами, приглашёнными из Новосибирска, из Третьяковской галереи. Реставрационные работы дорого оцениваются и поэтому, просимые музеем на реставрацию суммы в 30000 руб., представляют собой скромную цифру «без запроса». На эти средства музей может ликвидировать самые неотложные и опасные повреждения художественных картин, т.к. оставлять такие повреждения опасно в отношении дальнейшего ускоренного процесса разрушения красочного слоя.
Таким образом, перспективы работы Томского краеведческого музея на последние два квартала будут целиком зависеть от окончательного его бюджета на 1944 год.
Если бюджет останется в 60000 руб., то музей по-прежнему будет существовать в свернутом состоянии, т.е. не сможет развернуть экспозиционных отделов, ведя внутримузейную работу по фондам и переключившись на внемузейную политико-массовую работу целиком.
Или, если будет возможность изменить бюджет музея в сторону увеличения до 90000 руб. и добиться дополнительных ассигнований на реставрацию картин и художественной мебели в 30000 руб., то музей приступит к восстановлению художественной галереи и созданию отдела Великой Отечественной войны.
Исходя из вышеизложенного, музей обращается к Вам с ходатайством поставить вопрос перед соответствующими организациями о дополнительных ассигнованиях музею на 1944 год.
Директор Томского краеведческого музея Подпись Елизарьева
АТОКМ. Оп. 1. Д. 71. Л. 18-18 об. Заверенная копия. Машинопись.
[Докладная записка директоров Томского краеведческого музея Елизарьевой и Севастопольской картинной галереи Короницкого председателю Томского горисполкома Баранову и секретарю Томского горкома ВКП(б) Алемасову о необходимости установления наружной охраны музея]
17 мая 1944 г.
В настоящее время в здании музея сконцентрированы огромные художественные и другие ценности, принадлежащие, как Томскому музею, так и Севастопольской картинной галерее, а наружная вооружённая охрана в ночное время отсутствует, поэтому убедительно просим Вас установить милицейский пост в задании музея в ночное время.
Директор Томского краеведческого музея Подпись Елизарьева
Директор Севастопольской картинной галереи Короницкий
АТОКМ. Оп. 1. Д. 71. Л. 67. Заверенная копия. Машинопись.