Лошади с подводами на томском базаре. Начало XX века (из фондов ТОКМ)
В мае и начале июня 1920 года в Томске велась очередная отчаянная работа по тотальному учёту лошадей. Зачем? С какой целью осуществлялась такая мера?
Только-только немного успокоилась обстановка с тифом, как власти буквально «поставили на уши» всех владельцев лошадей. Весь май и начало июня в Томске публиковались циркуляры о безусловной регистрации поголовья. Грозили в случае невыполнения властных указаний принимать меры к недобросовестным владельцам в соответствии с условиями военного времени.
А время, действительно, было военным. Ещё полыхала гражданская война, ещё не закончилась иностранная военная интервенция против молодой советской республики, ещё формировались воинские подразделения Красной Армии для разгрома превосходящих сил противника, в том числе интенсивно организовывались красные кавалерийские эскадроны, бригады и армии… А тут, в тылу, свирепствовала разруха, и надо было напрягать все силы, чтобы справиться с нею.
Разумеется, главной тягловой силой была лошадь. Она имела безусловное стратегическое значение в выполнении боевых и хозяйственных задач. И то – появлявшаяся в те годы моторная техника была в диковинку, она не получила ещё широкого распространения.1
В предреволюционной России механизация в сельскохозяйственных работах не превышала и одного процента. Все полевые работы выполнялись с помощью «живого тягла»; лошадей использовали и в промышленности, и в городских грузовых перевозках, и на лесозаготовках. Да и в личном хозяйстве, куда без лошади?
Не мудрено, что владельцы лошадей, хотя и эксплуатировали, но и оберегали своих «кормильцев» от любых возможных посягательств на право распоряжаться их конским поголовьем. А такие посягательства были и раньше: любая война или какие-либо трудности в государстве приводили либо к изъятию лошадей из хозяйств их владельцев, либо – к выполнению владельцами вводимой гужевой повинности.
Гражданская война не стала исключением из этой практики. Советская власть сразу же после революции изымала лошадей у крупных собственников и раздавала их беднякам. Но с установлением в Сибири колчаковщины новые власти возвратили прежним хозяевам их конское поголовье. А потом, когда колчаковцы стали терпеть поражения в гражданской войне, то, отступая, они, ничуть не колеблясь, проводили для своих нужд массовые реквизиции лошадей у местного населения.
Так что советская власть после своего восстановления в Томске столкнулась с ужасающей нехваткой тягловой силы и волей-неволей вынуждена была переходить на жёсткий режим экономии и плановости. А для этого необходимо было наладить строгий учёт всего, что задействовано в промышленности, на транспорте, в личных хозяйствах. И лошадь как стратегическая тягловая сила не могла не попасть под этот строгий учёт!
Учётом лошадей в Томске занимались созданные структуры – учётно-конские комиссии, которые отправляли сведения в томский губсовнархоз. Часть лошадей передавалась на нужды Красной Армии. Но большинство в режиме введённой тогда всеобщей трудовой повинности по специальным нарядам распределялась на различные виды работ, в первую очередь – на перевозку грузов. На селе же трудовая повинность владельцев лошадей была направлена преимущественно на выполнение сельскохозяйственных работ: вспашка и боронование земли, посев зерновых или посадка картофеля.
Плакат «На коня, пролетарий!». Художник А.П. Апситис (Апсит). Литературно-издательский отдел Политуправления Реввоенсовета Республики. РСФСР, Москва. 1919 год (источник изображения: stalingrad-battle.ru/projects/v-exhibitions/4434/)
________________________________________________________________________________________________________________
[1] Тем не менее, несколько машин в 1920 году в Томске имелось в распоряжении властей. В частности четыре авто использовались для перевозки музыкантов для участия в концертах-летучках во время «первомайского субботника» 23 мая 1920 года (см. предыдущие посты «ВекBack»).