О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Рассказ о человеке

28 ноября. Столетие Фридриха Энгельса

63 / 69

Фридрих Энгельс в 1840 году (источник)

 

В 1920 году отмечалось столетие со дня рождения Фридриха Энгельса, одного из основателей теории построения коммунизма, революционера, друга, соратника и в ряде случаев соавтора Карла Маркса. Эти два имени в Советской России почитались необычайно, поскольку марксизм считался «путеводной звездой» для советской власти.

Несмотря на то, что фигура классика не была обделена вниманием, на масштабные празднества томские губернские власти не стали замахиваться. С одной стороны, ощущался острый дефицит ресурсов – в стране и в крае царила разруха. С другой стороны, одновременно проходили мероприятия по встрече «всероссийского старосты» М.И. Калинина. Поэтому томичи ограничились минимальным. 28 ноября, в день рождения соратника Маркса, в гарнизонном клубе провели заседание, посвящённое столетию Ф. Энгельса, которое завершилось концертом. В программе значились «живые картины» и импровизации «в постановке товарища Рошковского» (между прочим, одного из наиболее ярких театральных деятелей Томска 1920 года).

Было и ещё одно обстоятельство. В 1920 году название революционного учения звучало только как «марксизм». Впоследствии появится «марксизм-ленинизм», но «марксизма-энгельсизма» не было. Так уж случилось, что в этой паре товарищей по революционной борьбе и соавторов революционной теории первенство признавалось за Марксом, и эту позицию популяризатора и «пристяжного» занял сам Фридрих Энгельс ещё на заре их с Карлом Марксом крепкой дружбы. Кстати сказать, этот политический «тандем» (модное нынче слово) никогда не разрывали и не будоражили склоки или выяснения отношений. В тогдашних газетах отмечалось, что фигура Энгельса несколько меркнет в тени своего великого друга, но, мол, так происходит не потому, что наследие Энгельса мало, а в силу совершенно титанического масштаба личности Маркса и его учения. Так что одной из задач юбилея, отмечаемого в Советской России, как раз стало стремление растиражировать и познакомить широкие пролетарские массы с трудами самого Ф. Энгельса, а также распространить его портреты.

В день 100-летнего юбилея газеты в стране вышли с передовицами, посвящёнными «великому творцу научного социализма». Томская газета «Знамя революции» не была исключением. О чём была статья?

Статья была, конечно, посвящена юбиляру, но очень специфическим образом. Друг Маркса и теоретик социализма, а также его труды стали поводом для продолжения споров с идейными противниками большевиков. Посредством цитирования фрагментов из работ Энгельса вонзались «шпильки» в оппонентов, спор с которыми являлся «злобой дня». «Удар учением Энгельса» наносился по недавним однопартийцам-меньшевикам и другим революционерам-социалистам.

Большая часть статьи посвящалась роли диктатуры пролетариата в построении бесклассового общества и представлениям Энгельса о сути государства – «воле господствующего класса, возведённого в закон». Буржуазное государство является орудием эксплуатации труда капиталом. «Даже в демократической республике, – писал Энгельс, – богатства пользуются своей властью косвенно, но зато тем вернее».

«Стрелы», направлявшиеся автором статьи томской газеты в адрес меньшевиков и эсеров, были вызваны, прежде всего, их «опасными иллюзиями» по поводу демократической республики с её всеобщим избирательным правом. Мол, именно эти иллюзии приводят «неправильных» социалистов, неверно понимающих теорию Маркса и Энгельса, в стан «демократических генералов» Колчака, Юденича и пр.

Юбилейная статья, как это ни покажется странным, почти ничего не сообщала о биографии юбиляра. И это не потому, что она всем была знакома. Такая известность появится в СССР десятилетия спустя, а в 1920-м очень узкий слой лиц обладал достаточной информированностью на эту тему. Возможно, не слишком хотелось вдаваться в детали о непролетарском происхождении основателей учения об освобождении труда от власти капитала. Ведь Энгельс являлся процветающим предпринимателем, совмещая бизнес с журналистикой и революционной деятельностью. Томский автор упомянул как заслуживающий внимания лишь факт знакомства Энгельса в Кёльне в редакции «Рейнской газеты» с Марксом, а далее кратко описывал только плоды их совместной работы и обстоятельства революционной борьбы.

В 1920 году большевики считали победу «российского революционного пролетариата» над «буржуазным государством» воплощением предвидения Маркса и Энгельса о неизбежном торжестве коммунизма и находились в нетерпеливом ожидании, что и все остальные предсказания двух великих теоретиков вот-вот сбудутся. Мировая пролетарская революция ожидалась, как говорится, со дня на день. (Получалось, что Энгельс, подготовивший черновик знаменитого «Коммунистического манифеста», уйдя из жизни в 1895 году, чуть-чуть не дождался материализации «призрака коммунизма», бродившего по Европе)

«Мы празднуем столетнюю годовщину рождения великого Энгельса в дни, когда во всём мире разрастается пролетарская революция, когда все теоретические положения творцов научного социализма воплощаются в жизнь. Наши дни, переживаемые нами мировые события, грядущее торжество коммунизма – лучший памятник учителю пролетариата и борцу за власть трудящихся – Фридриху Энгельсу».

…Тогда многим казалось, что прогнозы «великих учителей научного социализма» полностью реализовались. Потому Маркс и Энгельс воспринимались не как учёные-обществоведы, а как провидцы. Этот взгляд на социальную теорию как на некую книгу прорицаний, требующую к себе религиозного почитания, а не изучения, критики и понимания, утвердился в нашей стране надолго …

 

Фридрих Энгельс в 1879 году (источник)