О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / История Томска, Сибири. Краеведение

6 ноября. Ко дню рождения Будды

28 / 233

Танка «Коронованный Будда Шакьямуни». Китай, У-Тайшань. XVIII век (из фондов ТОКМ)

 

Каждый год 22 числа 9 месяца по лунному календарю празднуют особый праздник – Нисхождение Будды на Землю (ЛхабабДуйсэн).1 В 2020 году этот день настанет 6 ноября.

А 1920 год, когда был основан будущий томский краеведческий музей, вообще весь проходил по буддийскому гороскопу под покровительством Будды Шакьямуни. Буддисты верят, что рождённые под знаком Шакьямуни обладают склонностью к интеллектуальному труду, любят добираться до сути вещей, а также из таких людей получаются хорошие наставники.– Чем же это не портрет музейного сотрудника!?

Если же говорить серьёзно, то следует упомянуть, что в том же 1920 оду было также положено начало существованию Восточной коллекции нашего музея. Это происходило в духе того времени. В октябре, близко к значимой для буддистов дате,у вдовы бывшего полковника пограничной службы Заамурского пограничного округа М.А. Полумордвинова была реквизирована часть его коллекции. Она включала в себя его сборы на протяжении десятка лет: книги, фотографии, а также 264 предмета, в том числе три десятка буддийских статуэтокприобретённых полковником в Китае, Японии, Монголии.

Доставляя буддийские предметы в будущее музейное хранилище, деятели наробраза вдохновлялись идеей сохранения культурного наследия, популяризации историко-культурной ценности этих предметов. А вот спустя несколько лет «статус» буддийских предметов в музее изменился. В 1929 году вторую часть собрания М.А. Полумордвинова музей приобретал уже под знаком пополнения антирелигиозной коллекции. Демонстрировать буддийские предметы в музее «под другим соусом» было уже немыслимо и опасно. Над страной к тому времени уже реял стяг воинствующего атеизма, начались гонения на лам, закрытие монастырей.

Но до середины 1920-х годов в советской стране власти ещё довольно терпимо относились к буддизму. Хотя его, как и любую другую конфессию, касались декреты «О земле», «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» – земли дацанов конфисковались, буддийские организации не поддерживались финансами государства и национализировалось их имущество; а Конституция РСФСР 1918 года лишила буддийских монахов избирательных прав. Приветствовалось возвращение лам к мирской жизни.

Тем не менее, буддийских монахов не выселяли из дацанов, и они могли проводить обряды,2 а создатели будущего томского краеведческого музея собрали предметы религиозного, в том числе буддийского, культа, не опасаясь обвинений в религиозной пропаганде. Хотя дня рождения Будды, конечно, не отмечали…

 

Танка «Будда Шакьямуни с учениками». [Китай или Монголия]. XVIII–XIX века (из фондов ТОКМ)

______________________________________________________________________________________________

[1] Праздник связан с таким легендарным событием: Будда Шакьямуни, основатель буддизма, принял решение родиться человеком и распространить буддийское учение в мире людей. На небесах же вместо него остался «заглавного» будда Майтрея (будда будущего – считается, что он родится в грядущих эпохах – и настанет всеобщее блаженство и процветание, а также торжество буддизма).

[2] Амоголонова Д. Д. Буддизм и советская идентичность в Бурятии в 1920–1930-х гг. // Вестн. Том.гос. ун-та. 2017. № 421. C. 59–65.