О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / История Томска, Сибири. Краеведение

12 апреля. Все на пролетарскую выставку!

160 / 233

Дом со двора. Художница М. Вериго. Бумага, акварель. Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)

С 12 по 25 апреля 1920 года в помещении наробраза (Почтамтская, 401) принимала зрителей «пролетарская художественная выставка», устроенная секцией художников при профсоюзе тружеников искусства. Для Томска это стало не рядовым событием. «Тяжёлое, беспокойное время», недостаток материалов для живописи сказались в преобладании на выставке этюдов, эскизов, «произведений незаконченной техники», работ на «непрочном материале». Но данные обстоятельства не умалили её успеха. Недостатки искупались невиданной ранее широтой круга участников и зрителей.

 «Бесплатная, широко открытая всем, кто желал в ней участвовать, кто желал на неё смотреть, за две недели своего существования она привлекла около десяти тысяч посетителей. Цифра немалая и для столичной выставки, а для Томска и совсем небывалая (прежние выставки здесь насчитывали не более полутора или двух тысяч посетителей). Тесноватое её помещение, с трудом вместившее все принесённые экспонаты, первые дни настолько было переполнено публикой, что рассматривать картины оказывалось весьма затруднительным».2

Заметка в «Знамени революции» даёт представление об атмосфере, царившей на выставке. Экспозиция вызвала живой интерес со стороны публики, причём не только к демонстрируемым работам, но и вообще к вопросам искусства (помните, как и на «выставке поэтов»). Посетители обращались к устроителям за разъяснениями того, что им было непонятно в картинах, охотно записывали свои впечатления на особых листах, разложенных повсюду на столах. Звучало и ораторское слово: с докладами по вопросам искусства выступали художники, профессор Б.П. Денике. Было также организовано остро модное мероприятие – диспут. Воистину, там, где появлялись представители грядущего русского авангарда – там начинались споры!

Тем более, что на выставке имели возможность «высказаться» своим творчеством представители самых разных направлений искусства – от академизма до футуризма. Получился весьма пёстрыйи контрастный срез современных течений в искусстве, панорама, подстёгивающая воображение, порождающая вопросы и провоцирующая споры. И тут же среди профессиональных – детские и юношеские рисунки – «неумелые, но привлекательные энергией и живостью чувства», «с ярко выраженной индивидуальностью в тех или иных пристрастиях».

Следуя за критиком, выделим из общего ряда картины «молодого художника М. Берингова, отличавшиеся продуманностью и тщательностью письма, выдержанностью тона и законченностью рисунка». Не остались незамеченными карандашные рисунки В. Милашевсого, сделанные «твёрдо и остро», Р. Ваккера – «быстрые и нервные, отмеченные несомненной талантливостью». Нашли ценителей рисунки А. Шиловского, «прекрасные нежностью и сложностью своей карандашной техники, призрачно-лёгкой, хрупкой и в то же время чёткой и твёрдой, передающей линией и штрихом всё разнообразие и глубину тонов»...

Так, в будущих музейных залах развернулась художественная выставка – первая в длинной череде последующих. Среди участников и организаторов выставки – создатели будущего Томского областного краеведческого музея.

Колыванский завод. Художник А. Шиловский. Бумага, акварель. 3 июля 1919 года (из фондов ТОКМ)

_______________________________________________________________________________________________________________________

[1] Ныне – проспект Ленина, 75, здание Томского областного краеведческого музея.

[2] Знамя революции. 1920 год. 30 апреля.