О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Повседневный быт. История вещей. Мода

27 сентября. Волшебная плиссировка

86 / 105

Девушках в платьях дельфос от Марьяно Фортунати. 1920е годы (источник изображения)  

 

 В 1920 году в Париже и Милане открылись первые фирменные магазины одежды Мариано Фортуни-и-Мадрасо (1871–1949) – испанского и итальянского модельера, дизайнера, театрального художника, изобретателя, фотографа. Несмотря на социально-экономические трудности послевоенного времени светские модницы на западе стремились не отстать от духа перемен и заиметь в своём гардеробе новые «платья-дельфос»1. Эти плиссированные2 платья в мелкую складочку из шёлка разных цветов и оттенков появились в начале XX столетия. Тогда они не получили распространение в качестве одежды для публичных выходов (поскольку носились без корсета) и надевались для домашнего приёма. Став популярными после Первой мировой войны, «дельфосы» заняли почётное место среди вечерних туалетов любительниц джазовых вечеринок и светских приёмов.

Их фасон был очень прост – цельнокроеное, без рукавов или с рукавами, которые могли быть разной длины, с большим или меньшим декольте и вырезом на спине. Однако имелись значимые особенности изготовления моделей. Ткани для каждого требовалось в пять раз больше традиционного кроя, и вся она закладывалась в мелкие складочки, число которых достигало 450. Окраска ткани производилась на фабрике Фортуни. При использовании натуральных красителей получались яркие, сочные тона. За счёт подвижных складок переливчатой шёлковой поверхности изделие «играло» разными оттенками цвета – розового, оранжевого, красного, синего, чёрного, фиолетового и других. Чтобы не нарушить структуру плиссировки, платья аккуратно скручивали и укладывали в круглые картонные коробки, наподобие шляпных. В таком виде они поступали в продажу. В зависимости от фасона платье могли носить с атласным или шёлковым поясом со стилизованными эллинистическими орнаментами. «Дельфосы» позволяли женщине обрести свободу в физическом и моральном отношении. Их можно было носить без стесняющего корсета, они давали возможность легко двигаться. Незамысловатое платье «струилось», облегая фигуру и подчёркивая её достоинства. В то же время некоторые модели предусматривали детали, маскирующие недостатки. Авангардное одеяние в духе перемен придавало его обладательницам элегантность и женственность.

Для создания «дельфоса» заготовленную основу смётывали в мелкие складочки и обрабатывали специальным составом, а затем пропускали через горячие фарфоровые валики. Патент на свой способ плиссировки, названный «плиссировка Фортуни»,  Мариано-младший получил в 1909 году. Чтобы изделие хорошо сидело, равномерно распределялось по фигуре и не «подпрыгивало», его утяжеляли. Для этого вдоль боков и по краю подола нашивались бусины из муранского (венецианского) стекла. Дабы не разрушить плиссировку, платья-дельфос не стирали, а чистили и реставрировали складки в мастерской Фортуни3.

Первая мастерская Мариано Фортуни находилась в его венецианской резиденции – историческом дворце Палаццо Пезаро Орфеи. С ростом популярности одежды и увеличением продаж возникла необходимость в расширении. В 1919 году Фортуни запатентовал механическую машину с системой шкивов и роликов, способную создавать очень мелкую складку с эффектом волнистости4. Механизм придумала его жена Генриетта Негрин – талантливая портниха и модельер. Накануне 1920 года на острове Джудекка в Венецианской лагуне в бывшем женском монастыре мастер основал фабрику по производству набивных тканей и перенёс туда текстильную мастерскую5. Ткани пользовались большой популярностью. Для их производства из Англии поставлялся хлопок, сделанный из египетского сырья.

Законодателем моды на плиссированные юбки в это время стал также французский кутюрье Жан Пату. Он разработал короткую юбочку в складку для теннисистки Сюзанны Ленген. В этой форме, позволяющей манёвренно перемещаться по корту, она с успехом выступила на Уимблдонском турнире 1921 года.

Со стремительной быстротой модели одежды модифицировались, дамы тяготели к более демократичным образцам. В результате появились разнообразные фасоны юбок и платьев в складку. В 1920-е годы их можно было увидеть и на наших соотечественницах.

Складки на юбках могли быть разной величины и формы. Основных форм четыре. У односторонних складок все сгибы направлены в одну сторону, у встречных – навстречу к середине, у бантовых – в противоположные стороны, а у гофрэ сгибы в виде гармошки. Разнообразные складочки так полюбились представительницам прекрасной половины человечества, что не вышли из моды и по сей день.

«Плиссе и гофре – виды отделки, которые никогда не выйдут из моды, будут меняться лишь способы их применения. Плиссированные юбки, оборки, вставки украшают и разнообразят костюм, удачно сочетаются со многими фасонами и подходят почти для всех возрастов»

Вталь Я.И. Плиссе и гофре. 1963 год6

Сергей Есенин с Айседорой Дункан и её приемной дочерью Ирмой, одетыми в дельфосы. 1922 год (источник изображения)  

 

Барбье Жорж. Айседора Дункан в платье, напоминающем Дельфос Фортуни. 1917 год (источник изображения)

 

Сюзанн Ленглен. 1920-е годы (источник изображения)  

 

Дама в юбке в складку. 1920 год (источник изображения)

 

Обложка журнала «Вестник моды». 1926 год (источник изображения)  

______________________________________________________________________________________________________

[1] Название платья происходит от стилевого сходства с одеждой «дельфийского возничего». Древнегреческая скульптура юноши, управляющего колесницей (478–474 до н.э.), была обнаружена во время раскопок в Дельфийском святилище Аполлона при раскопках в 1896 году. Юноша одет в длинный, складчатый хитон - ксистис, перепоясанный простым поясом.

[2] От фр. le pli – складка.

[3] Скуратовская М.В. 100 великих творцов моды. Москва: Вече, 2018.

[4] История плиссировки [Электронный ресурс].

[5] Жигмунд И. Мариано Фортуни. Стиль вне времени. Часть 2: Набойка.

[6] Виталь Я.И. Плиссе и гофре. М., 1963.