О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Повседневный быт. История вещей. Мода

2 марта. Красная косынка

24 / 105

Плакат «Крестьянка! Будь готова уйти от старой жизни к новой». Неизвестный автор. РСФСР. 1919–1921 годы (источник: https://ulpressa.ru/)

1920 год – на улицах российских городов то и дело мелькали красные «фонарики» женских головок. Красная косынка – непременный элемент гардероба 1920-х, символ свободы и равноправия женщин, головной убор, который носили многие горожанки и сельчанки, приверженные делу революции.

Каковы же его исторические корни? Возможно, их следует искать не только в недрах нашей революции и её красного знамени, частичками которого были косынки её «дочерей».

Красные платки русские женщины носили и до Октября. С конца XIX века были распространены набивные ситцевые платки, их надевали самостоятельно или в дополнение к старинным головным уборам – кичкам, кокошникам, сорокам. В дни Великих православных праздников головы многих прихожанок российских храмов покрывали пунцовые и алые платки. Они символизировали кровь мучеников за веру и божественную любовь к людям.

В период экономического кризиса эпохи революции и гражданской войны, прекращения работы значительного числа предприятий, в том числе текстильной отрасли, нехватки самого необходимого в пролетарской и крестьянской среде появился более экономичный вариант – простая косынка.

Красные косынки стали приметой революционного времени ещё в феврале 1917 года. Узнав о революции в столицах, ткачихи текстильной фабрики Морозовых из Орехова-Зуева повязали на головы алые платочки, бросили работу и вышли на улицу в поддержку рабочих Москвы и Петрограда, чтобы выразить протест против самодержавия и буржуазии.

Надвинутая на лоб и завязанная на затылке косынка напоминала фригийский колпак – ещё один символ революционной эпохи. Это мягкая красная шапочка с закруглённой и свисающей вперёд верхушкой. В годы Великой французской революции 1789–1794 годов за «свободу, равенство, братство» якобинцы, представители наиболее радикального её крыла, избрали фригийский колпак в качестве элемента своей одежды. Да и «Свобода, ведущая народ» на картине Эжена Делакруа, посвящённой французской революции 1830 года, тоже в красном колпаке.

Борьба за свободу, социальную справедливость, гражданское равноправие и единение, торжество побед и горечь страданий, память об идейных соратниках прошлых времён – всё в маленькой красной косынке!

 

Вопрос. Почему колпак якобинцев называется фригийским?

 

Версии ответов принимаются:
– в комментариях соцсетей
или по музейной почте с пометкой в теме «1920 год»: