О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Образование. Учебные заведения. Гуманитарные науки

25 сентября. Учёба на рабфаке

33 / 42

Студенты рабфака. Томск. 1923 год (из фондов ТОКМ)

 

 

После торжественного открытия томского рабфака начались долгожданные занятия. 1 июня 1920 года новые ученики, получившие все права студентов, приступили к ним с пролетарским энтузиазмом. Однако вскоре учёбу пришлось приостановить. – Не было полной организационной готовности из-за трудностей с финансированием, не всех смогли обеспечить учебниками. И студентов с 10 июля на две недели распустили для выполнения крестьянских работ и заготовки дров.

Вынужденный перерыв президиум рабфака использовал для подготовки к занятиям. Подбирались преподаватели, решался вопрос с общежитием. Важнейшей проблемой была разработка учебной программы. Ведь все принятые на рабфак имели разный уровень подготовки. Президиум в составе профессоров В.П. Зылева, И.Т. Филиппова, В.В. Сапожникова, преподавателей Б.С. Абольника, И.П. Фомина, С. Русакова и рабфаковцев Солонинкина и Солдатова проделал колоссальную работу. В результате, когда из центра пришли учебные программы, то составленная на месте от них практически не отличалась.

В конце июля учёба возобновилась и продолжалась до весны следующего года.

Время обучения на рабфаке делилось на два «концентра» с годовой продолжительностью каждый. С 1921–1922 учебного года срок обучения увеличился ещё на год, составив три года, а на вечерних отделениях – четыре.

Ведущими формами занятий были лекции и беседы. Так строились занятия по основным предметам – математике, родному языку, естествознанию. Впрочем, преподаватели естествознания часто приводили новичков в специальные учебные кабинеты университета, и тогда занятия приобретали практический характер. В последующие годы стали использовать сходный с практикумом так называемый лабораторный метод обучения. Он требовал от студентов большей самостоятельности в выполнении учебного задания – в освоении теории и выполнении на её основе практической работы. Получил распространение вошедший в «моду» «репетиционный метод», когда студент мог получить у преподавателя индивидуальную консультацию.

Особенная тяга у рабфаковцев была к математике, несмотря на немалые трудности с её освоением. Дети рабочих и крестьян видели себя будущими инженерами и потому с особым усердием штурмовали вершины «царицы наук», даже просили об увеличении часов на её изучение. А во время «репетиторства» толпа студентов «штурмовала» кабинет, где преподаватель математики проводил консультирование. Все стремились успеть, дабы возместить пробелы и получить инструкции к самостоятельному выполнению заданий.

А вот преподавание обществоведения, пришедшего на смену занятий историей, на начальном этапе было поставлено плохо. Программы ещё не было. Педагоги должны были сами разрабатывать её на основе присланных рекомендаций по политэкономии, новейшей истории Запада и другим дисциплинам. По другим новым предметам, таким как «организация труда», «энциклопедия специальных знаний», не только не было программ, но и преподавать было некому. Никто не знал, с какой стороны подступиться.

Объём учебного материала на рабфаке был большой, и времени на его освоение не хватало. Поэтому рабфаковцы раз за разом просили своих педагогов, чтобы они на лекциях, избегая многих подробностей (вроде биографий исследователей), излагали только самую суть предмета, чтобы потом, на кружковых занятиях, вопрос проработать в деталях.

В своих научных кружках рабфаковцы работали с живым рвением. Особенно посещаемы были заседания биологического кружка, где вёл занятия знаменитый томский профессор, любимый преподаватель Василий Васильевич Сапожников.

Популярностью пользовался также общественно-литературный кружок. Его душой был преподаватель «тов. Неметц». Под его руководством кружковцы издавали рукописный литературный журнал «Раннее утро», юмористический журнал и стенгазету... 

 

«Подобно трудолюбивому муравью, складывающему из частиц растений  высокий муравейник, студент рабфака, запасаясь крупицами научных знаний, содействует прочной постройке пролетарской культуры»

Студент томского рабфака А. Вашкевич1

…Так совместными усилиями учителей и учеников строился томский рабфак. Как писал один из его питомцев: «Несмотря на очень тяжелые материальные условия, полуголодные, полуодетые, в нетопленых помещениях и аудиториях студенты ″грызли молодыми зубами гранит науки″, а преподаватели в подавляющем большинстве, находившиеся в тех же условиях, что и студенты, а в виде исключений и более худших, работали не за страх, а за совесть, а порой и с подлинным энтузиазмом»2.

Удостоверение студентки рабфака В.А. Чередниченко. Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)

___________________________________________________________________________________________________

[1] Четыре года работы Томского рабфака. Сборник к пятилетию существования рабфаков РСФСР. Томск, 1924. С. 66.

[2] Четыре года… С. 9.