О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Национализация. Борьба с разрухой. Промышленность. Транспорт. Кооперация. Денежное обращение

24 октября. Конец навигации

30 / 33

Пароход «Яков Свердлов» на пристани села Колпашево. [1920–1930-е годы] (из фондов ТОКМ)

 

Реки, великие труженицы, всё лето исправно служили важнейшими сибирскими дорогами. По ним следовала масса грузов с юга на север и с севера на юг. Благодаря речным перевозкам в Томск была доставлена масса продовольствия и промышленного сырья, что позволило городу сделать какие-никакие запасы на зиму. Теперь, осенью, река собралась на покой. По распоряжению Сибирского округа путей сообщения с 20 октября 1920 года закрылась навигация в Томско-Обском районе. Движение по Томи почти прекратилось к середине месяца. Причина объяснялась так – из-за наступивших холодов сибирские реки резко обмелели, судоходство стало весьма затруднительным. В черте города глубина Томи местами достигала всего лишь 30 см, ниже по Томи – около 70 см. В образовавшуюся «ловушку» случайно попали два парохода, принадлежавшие управлениям других речных округов, – пришлось пленникам зазимовать вместе с «томичами».

В связи с приближением ледостава жители прибрежных селений были мобилизованы «для выгрузки дров, выкатки брёвен и производства других разгрузочных работ». Суда же заблаговременно двинулись к местам зимних стоянок. Часть из них остановилась в Томске, часть – на реке Чулым, но большинство (80%) было переправлено в район Самусьского затона. Здесь, в доках, им предстоял ремонт. Для обеспечения предприятия рабочими руками использовались мобилизации – вызывались лица, ранее работавшие на реке, их регистрировали и затем призывали для работы по прежней специальности. 25 октября было назначено последним сроком явки «дезертирам труда» водного транспорта. Не явившимся, а также их укрывателям грозили судом ревтрибунала и конфискацией имущества.

Преодоление транспортной разрухи было в приоритете у центральных и местных властей. Потому самусьские мастерские были причислены к «ударным» предприятиям, их постарались их снабдить всем необходимым. Произвели спешный ремонт помещений. Установили новый котёл паровой машины. Кузнечный цех оборудовали автоматическим дутьём. Было «обеспечено литьё чугунное и медное, а также пилка леса». Ожидалась скорая доставка парового молота…

Но немало в томском «флоте» было непаровых судов, с деревянными корпусами. В декабре для их ремонта из разных томских учреждений откомандируют столяров и плотников. Для тех же целей томский рупвод отправит 15 человек бывших водников, собранных в городе по мобилизации, на завод сухой перегонки дерева, действовавший около села Нагорный Иштан, для заготовки смолы, потребной для ремонта таких судов…

…Восстановление речного транспорта должно было стать одним из рычагов, которыми рассчитывали поднять экономику края и сгладить проявления голода в разорённой стране…