О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Культура. Зрелища. Развлечения. Искусство. Литература

19 ноября. Символы России Альфонса Мухи

49 / 65

Чешский художник Альфонс Муха (источник изображения)

 

1920 год – самый разгар работы чешского художника Альфонса Мухи над созданием «Славянской эпопеи». Она стала главным трудом его насыщенной творческой жизни. До этого были долгие годы становления мастера. Альфонс Мариа Муха (1860–1939) родился в Иванчице – небольшом городке Южной Моравии. С детства мальчуган стал проявлять эстетические способности. Ему нравилось петь, и это у него неплохо получалось: Альфонса приняли в хор мальчиков капеллы собора святых Петра и Павла в Брно. Но ещё больше он полюбил рисовать. Талант живописца, упорство и трудолюбие позволили Альфонсу стать мастером со своим собственным почерком и стилем. Он учился в Мюнхенской академии художеств, в Парижской академии Жюлиана и в академии Коларосси1. В период своего становления живописец рисовал рекламные плакаты, афиши, календари, ресторанные меню, приглашения, визитные карточки, иллюстрировал книги. Альфонс получил широкую известность как автор этикеток спиртных напитков, продуктов, спичек, велосипедов, как дизайнер ювелирных украшений, аксессуаров, интерьеров. Шёлковые панно, календари, эстампы с изображениями чувственных и томных красавиц украшали общественные заведения и изысканное жильё. Написанные маслом работы художника тиражировались с помощью ксилографии2 и становились доступными для широкой публики3.

Особенностью графических работ художника, ставшего востребованным и знаменитым, был специфический дамский стиль («Les Femmes Muchas» – «Женщины Мухи»). Его красавицы естественны, проникнуты спокойствием и негой, всегда в цветах и в обрамлении сложного растительного орнамента. Значимое влияние на мировоззрение и творчество моравского гения оказало его знакомство с символистами4. Они пропагандировали новое художественное направление – ар-нуво, или модерн5, и демократизацию искусства, понятного и доступного для самых широких слоёв населения.

С начала 1900-х годов в творчестве А. Мухи всё больше проявлялся интерес к простым женским образам. Это девушки и молодые женщины, сельчанки, его землячки в национальных одеждах, в бытовых сценах. Одержимость идеей передать дух славянства и значение славянских народов в мировой истории привела мастера к созданию «Славянской эпопеи». Он работал в огромном Хрустальном зале замка Збирог неподалёку от Праги. За 18 лет к 1928 году художник сотворил 20 монументальных полотен размером 6 на 8 метров. Все, кому довелось их лицезреть, как бы попадали в огромную художественную галерею, представлявшую переломные события в истории славянских народов. С любовью к родине автор подарил плоды своих трудов городу Праге и своему народу.

Среди этих работ есть картина, посвящённая нашей российской истории. «Отмена крепостного права на Руси», написанная в 1914 году. Чтобы собрать материал для неё, Альфонс Муха в 1913-м приезжал в Россию. Это был год празднования трёхсотлетия династии Романовых. В Петербурге мастер специально встречался с чиновниками – очевидцами отмены крепостного права. В Москве он посетил Третьяковскую галерею, Троице-Сергиеву Лавру и, конечно же, Красную площадь. Живописец-моравин делал зарисовки, фотографировал.

Подсмотренные и запечатлённые на снимках жизненные сценки легли в основу сюжетов его произведений. Так появилась картина, имеющая несколько названий –«Зимняя ночь. Сибирь», «Странница», «Женщина в степи», «Звезда». Прототипом её героини стала нищая, просившая подаяние на Красной площади. Позировала художнику его жена Марушка (Мария Хитилова)6. Только вот героиня А. Мухи на нищенку не похожа, скорее – это блаженная странница. Некоторые исследователи его творчества считают, что картина задумывалась как 21-ая в Славянском цикле7.

Временем её создания называют годы от 1920 до 1923. На полотне изображена женщина, сидящая на снегу в степи или в чистом поле. Руки её обречённо опущены, лежат ладонями вверх. Она производит впечатление человека, отдавшего себя на произвол судьбыи покорно ожидающего исхода. Как грозное предзнаменование трагического конца – на заднем плане виднеется волчья стая на заснеженном пригорке за холмом. Аналитики творчества Альфонса Мухи отмечают, что в «Страннице» как впечатление о русском характере и о русской душе символически передано пассивное страдание (или, говоря словами сына художника Иржи Мухи, «страстная пассивность»8).

Художник не остался в стороне от бедствий братьев-славян в тяжёлые годы гражданской войны в Советской России. При участии чешского правительства в оказании помощи голодающим в 1921–1922 годах он написал картину, которая легла в основу плаката «Russia restituenda»9. И вновь это был любимый женский образ, ставший визитной карточкой художника.

 

 

 

 

«Les Femmes Muchas» – «Женщины Мухи». Рекламные плакаты. Конец XIX века  (источник изображения)

 

Альфонс Муха. Хорватская девушка с яблоками. 1920 год (источник изображения)

 

Альфонс Муха. Отмена крепостного права на Руси. Из цикла «Славянская эпопея». 1914 год (источник изображения)

 

Альфонс Муха работает над «Славянской эпопеей». 1920 год (источник изображения)

 

Нищая на Красной площади в Москве. Фото Альфонса Мухи. 1913 год (источник изображения)

 

Альфонс Муха. Зимняя ночь. Сибирь. 1920–1923 годы (источник изображения)

 

Альфонс Муха. Плакат «Russia restituenda». 1922 год (источник изображения)

____________________________________________________________________________________________________

[1]Академия Жюлиана – частная академия художеств в Париже, основанная художником Родольфо Жюлианом в 1867 году. Академия Коларосси – частная художественная школа, основанная итальянским скульптором Филиппо Коларосси в 1870 году.

[2] Ксилография – (от древнегреч. «дерево» и «пишу, рисую») – вид печатной графики, когда с гравюры на дереве получался оттиск на бумаге.

[3]Люханова М.О. Анализ творческого развития чешского художника Альфонса Мухи и его вклад в развитие модерна // НОЭМА. 2019. № 3–S (3). С. 114.

[4] Символизм – течение в европейском искусстве и литературе конца XIX – начала XX века, основанное на новаторстве, эксперименте, использовании в творчестве образов-символов, намёков, скрытого смысла.

[5]Ар-нуво (от франц. аrt nouveau – новое искусство) или модерн (от франц. moderne– современный) – художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и других видах изобразительного искусства, распространённое в конце XIX – начале XX века в Европе и США. Для него характерно стремление к стилистическому единообразию, использование новых технических средств, свободной планировки для создания необычных конструкций, элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образному замыслу. В произведениях искусства присутствовали элементы символизма, гибкие текучие линии, растительные узоры. См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1984. С. 817.

[6]Технология фотографии использовалась мастером и при создании макета сюжета будущего произведения. Натурщики в соответствующей позе фотографировались в задуманном интерьерном пространстве или на определённом фоне. Затем на снимок наносилась специальная сетка, с помощью которой запечатлённые объекты переносились в композицию картины. См. Люханова М.О. Анализ творческого развития… С. 117.

[7] Аникина Т. Альфонс Муха: от восхода до заката // Русская традиция

[8]Чеш. «vášnivá pasivita». См.: Штрихи судьбы: Альфонс Муха.

[9] См.: Russiarestituenda, или Мы спасём ваших детей