О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Культура. Зрелища. Развлечения. Искусство. Литература

18 ноября. Кабинет доктора Калигари

48 / 65

Заставка фильма «Кабинет доктора Калигари». Германия. 1820 год (источник)

Я доктор Калигари, твой хозяин... Выйди на мгновение из своей тёмной ночи!

 

«Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinetdes Dr. Caligari) – первый в истории фильм, посвящённый изменённым состояниям психики и показывающий сложную психическую реальность, мир безумца. Эта немецкая картина 1920 года была отреставрирована буквально по частям с оригинальных негативов из берлинского Бундесархива. Первая катушка и 67 фрагментов были утрачены, и её восстановили по другим негативам из Германии и Латинской Америки.

События фильма происходят в тихом городке, где во время ярмарки случается серия таинственных убийств. Герой фильма желает найти истинного убийцу своего друга, но в итоге сам становится жертвой обстоятельств. Поначалу кажется, что жанр фильма – мистический детектив, но на самом деле место мистики заняли психология, наваждения разума, и финальные действия происходят в психиатрической больнице.

Вообще чего тут только нет – таинственные преступления, сомнамбула, проспавший всю свою жизнь и просыпающийся для страшных предсказаний, похищение красавицы, сумасшедший учёный (или перерождающийся веками злодей?), чтение дневника, свидетельствующего о начале помешательства... Неспроста у картины было целых три ремейка: «Кабинет Калигари» (1962), «Доктор Калигари» (1989), «Кабинет доктора Рамиреса» (1991).

Фильм 1920 года немой, его можно назвать «почти чёрно-белым»: тёплые тона означают день, а синие – ночь. Действия восстановленной картины происходят под мелодию сменяющих друг друга инструментов (фортепиано, скрипка, флейта и др.), которые тонко показывают настроение персонажей. Однако без текстовых вставок (реплик персонажей и отрывков из книг и дневника) понять происходящее было бы невозможно. В картине использовались и особые «спецэффекты» в виде преследующего человека текста.

У зрителя возникает ощущение театральности: герои живут среди причудливых декораций, объёмных и нарисованных,и даже без чтения критики ясно: зрителя путают, чтобы он не мог понять, что же он видел, явь или фантазии воспалённого разума кого-то из сумасшедших. Кого-то – потому что у фильма неоднозначная концовка, и нельзя наверняка сказать, случилось ли всё в фантазиях или же действительно в мире несколько столетий орудует демонический Калигари; нельзя сказать, видит ли всё это душевнобольной Фрэнсис (в другой версии Франц) или же спятивший доктор психиатрии.

«Кабинет доктора Калигари» дал начало немецкому киноэкспрессионизму 1920–1925 годов. Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») – направление искусства в начале ХХ века, в котором художники более стремились показать эмоциональные состояния автора, чем воспроизвести реальность. Считается, что это первое художественное направление, проявившее себя в кинематографе. Киноэкспрессионизм поднимал проблемы человеческой души, тревоги, нервности, прибегал к стилизованным декорациям, с искажёнными пропорциями, контрастному освещению, нарисованным на стенах тенями от предметов и, можно сказать, что всё это дал мир «Калигари» (отсюда и термин для подобных кинематографических приёмов – «калигаризм»1).

Вообще, экспрессионизм породило разочарование людей после Первой мировой войны. Режиссёр «Калигари» Роберт Вине изначально хотел сделать метафору на народ Германии, спящий под властью правителей. Но в итоге на первый план вышла неопределённость границ реальности, а безумие в фильме «Калигари» даже называют «безупречным»2.

 

Давайте же посмотрим на некоторые кадры из фильма:

 

Первая сцена, где главный герой Фрэнсис видит свою бывшую невесту, и мы не можем понять, человек она или призрак

 

Грим актёров

 

Пример декораций – сцена на улицах города (доктор Калигари и чиновник)

 

Доктор Калигари пробуждает сомнамбулу для предсказаний

 

Фрэнсис рассказывает полицейским об убийстве своего друга Алана

 

Жанна (Джейн), в которую влюблён Фрэнсис, узнаёт о гибели Алана

 

Слова, преследующие учёного, показаны возникающим повсюду текстом

 

Влюблённые встречаются в сумасшедшем доме (источник)

 

___________________________________________________________________________________________________

[1] Калигаризм// Кино экспресс 

[2] Кабинет доктора Калигари (DasCabinetdesDr. Caligari) Роберт Вине, 1920 // Энциклопедия фильмов (Жак Лурселль)