О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

8 августа. Курсы учителей туземных школ

147 / 367

 

Слушатели летних курсов учителей туземных школ Севера. Нарым Томской губернии. 1920 год (из фондов ТОКМ)

 

Всё лето 1920-го в Нарыме проходили курсы учителей туземных школ Севера. Это было совершенно новые явление. 1920 год в Томской губернии ознаменовался началом реализации директив Советской власти в области образования для «национальных меньшинств». Одним из важнейших видов деятельности в этом направлении стала организация школ для коренных народов томского севера. В этой работе местные органы руководствовались Декретом о единой трудовой школе и постановлением Наркомпроса от 31 октября 1918 года о школах национальных меньшинств. Так, в соответствии с постановлением, все национальности, проживающие в Российской Федерации, получали право обучения на родном языке в школах I и II ступеней. Однако изучение русского языка как языка большинства населения региона и всей страны было обязательным.

Изначально в РСФСР вопросами образования разных народов занимался Наркомат национальностей под руководством И.В. Сталина (Джугашвили). Но в октябре 1918 года все школы национальных меньшинств перешли в ведомство Наркомата просвещения. При нём создавался особый Отдел просвещения национальных меньшинств. На местах областные, губернские и уездные наробразы организовывали секции, в которые включались по одному представителю от нацменов, как тогда говорили.

С целью разработки основных принципов построения национальных школ в 1918 году начала работу Государственная комиссия по просвещению. Она сделала ставку на сохранение в процессе обучения исконной традиционной культуры малочисленных народов. Для этого преподавание должно было осуществляться на

родном языке, а в число обязательных предметов включались национальная литература и история родного языка. У некоторых туземных народов стояла сложная задача создания языковой письменности. Декрет о ликвидации неграмотности 1919 года предоставил ученикам право выбора – обучаться на родном языке или на русском. Но часто в национальных поселениях знание русского языка было ничтожным.

Новая школа должна была сочетать в себе основные принципы советской школы и при этом воспитывать детей в духе традиционной народной культуры. Предполагалось сохранение привычного бытового уклада и основных занятий коренных народов. Например, для тех народов, которые вели кочевое хозяйство, предусматривалось создание кочевых школ. Учитель кочевал вместе с населением и обучал детей во время стоянок в чуме, юрте или прямо на природе. Другие учителя-кочевники работали в нескольких сельских школах.

Обучение строилось по методу проекта. Дети получали от учителя задание, выполняли его самостоятельно в течение двух недель. Учитель тем временем уезжал в другое село и там работал со школьниками. По возвращении он проверял задание, анализировал проекты, обсуждал их с детьми, ставил оценки, давал инструкцию по следующему проекту и снова уезжал.

Организовывались и плавучие школы-культбазы. Они располагались на катере и работали во время навигации. Их работники вели пропаганду советского образа жизни и давали основы общественных знаний.

Серьёзной проблемой для постановки школьного дела был подбор учителей. Идеальный учитель – носитель культуры туземного сообщества, выходец из его среды, знающий родной язык и русский и разделяющий новую идеологию… Перед государством стояла задача подготовки педагогов – проводников и организаторов социалистического строительства на северных окраинах.

Поскольку в Сибири до революции туземных школ практически не было, начинать приходилось с нуля. В Томском губернском, Нарымском уездном отделах народного образования начали работу подотделы национальных меньшинств. В июне 1920 года в Томске была создана Сибирская академия народного образования. Её сотрудникиво всех крупных городах Сибири собирали сведения об учительских кадрах, определяли потребность в них в том или ином районе и осуществляли подготовку в педтехникумах и вузах. Например, в Томске в начале 1920-х годов педагогов для коренного населения Сибири готовили в педагогическом техникуме и на рабфаке Томского университета. На факультете общественных наук была образована кафедра «Туземное право и быт». Для учителей проводились специальные курсы...

Нарымские летние курсы 1920 года стояли в этом ряду одними из первых. Они проходили с 5 мая по 9 сентября. Среди курсантов было 37 учителей и 11 кандидатов на учительские должности. При обучении рассматривались вопросы политического курса партии и государства, организации единой трудовой школы, отрабатывались различные педагогические методики. Несмотря на материальные трудности, организаторы курсов нашли возможность поддержать учащихся продуктами *.

Позже в Нарымском крае начали открываться туземные школы. При них в юртах Обских, Васюгана, Тыма, Каргаска и иных селениях создавались интернаты. В школах-интернатах Напаса, Максимкина Яра и других имелись учебные столярные мастерские и специальные рабочие комнаты с промысловым инвентарём. Так проводился в жизнь основной принцип новой советской школы – максимальное соединение обучения с производственным трудом. В то же время основное место в

национальных школах занимала краеведческая работа с целью сохранения культуры, истории, традиций и обычаев коренных народов.

_____________________________________

Малиновская С.М. Формирование политики национального просвещения народностей Севера (на материалах архива Томской области) // Вестник Томского государственного университета. История. 2007. № 302. С. 102.