В наши дни 8 марта празднуется как некий «дамский день», в который женщины воспринимаются как носители некоего сущностного «женского начала» с его атрибутами (весна, цветы, любовь, материнство). Однако в годы, когда в бурных социальных баталиях начала ХХ века формировалась традиция отмечать эту дату, речь шла совсем о другом: об общественном аспекте жизни женщин, об условиях их труда, политическом и экономическом равноправии. Международный день борьбы женщин за свои права – вот изначальный смысл этого праздника, который к настоящему времени почти выветрился из употребления. Отмечать «Международный женский день» именно 8 марта многие страны, в том числе и Россия, стали в основном с 1914 года.
В 1920 году аспект борьбы за экономические и политические права в молодом советском государстве был, очевидно, весьма актуален. Но какого-то ажиотажа вокруг празднования 8 марта не было.
Дело в том, что 8 марта по новому стилю летоисчисления, на которое перешла Россия в 1917 году, было 23 февраля по старому стилю. В этот день в 1917 году начались массовые протесты, приведшие к Февральской революции. Советская власть ощущала это событие как предшественника Октября 1917-го. Поэтому основное внимание «притянула» на себя революционная, а не женская тема. Два праздника как бы слились в один. Основное место в пропаганде, в тематике митинговых речей, занимало 3-летие Февральской революции.
Но, конечно, тема женского освобождения от гнёта капитала не была забыта. Выходным днём 8 марта не объявлялся, но в ряде мест прошли митинги, посвящённые женскому дню. Например, митинг прошёл на спичечной фабрике «Заря» – на нём перед рабочими выступил докладчик с темой «Пролетарское движение и женский день». Было задано много вопросов, что неудивительно, поскольку мало кто из рабочих тогда знал о перипетиях женского движения, нью-йоркской демонстрации 1908 года и других аспектах темы.
Но основные торжества «женского дня» пришлись на 9 марта. В Томске в этот день для работниц всего города был объявлен митинг-концерт, который проходил в театре «Интимный». Вначале была общественно-политическая часть с докладами и вопросами. Выступающие подчёркивали, что именно женщины-работницы стали застрельщицами революции в Петрограде в феврале 1917 года, рассказывали об истории празднования Международного женского дня, углублялись в дебри истории, повествуя о положении женщин в древнем Риме, в тёмном средневековье и при капитализме. Лишь в Советской России, звучало с трибун, что женщины стали полноправными гражданами, имеющими одинаковое право на труд и отдых. Лозунгом текущего момента для работниц было объявлено активное участие в строительстве «светлого, мирного, большого здания» коммунистического будущего. Митинг закончился исполнением «Интернационала», а затем состоялся праздничный концерт. Газетный репортёр отмечал: «Этот митинг наглядно показал, что у работницы большое стремление к свету и знанию», – и скорее всего, совсем не кривил душой…